Пензенские театры:  чтоб прошибала слеза и шла дрожь по телу
Журналист
Журналист
Александр Ломанов

В этом году, на наш взгляд, как-то сдержанно отметили у нас в воскресенье Международный день театра. Событие для Пензы — театрального города — не рядовое. Можно долго перечислять знаковые не только для Сурского края имена: В. Мейерхольд, М. Светин, А. Панкратов-Черный и многие другие. Но, несомненно, отдавая должное знаменитым землякам, совсем не лишне вглядеться в день сегодняшний.

Выступление

Вспоминается мгновенно в рамках проекта Интеллектуального парка «Академия» в пензенском Доме молодежи встреча со знаменитым художественным руководителем нашего театра «Кукольный дом» Владимиром Бирюковым. Тот тогда поделился с гостями вечера своим особым взглядом на современную пензенскую театральную жизнь.

Кому-то тогда показалось небесспорным заявление, что он не считает столицу Сурского края театральным городом. Но Бирюков говорил:

— Конечно, в Пензе недавно построили большие современные объекты культуры. Но каково их внутреннее наполнение. Когда проезжаю мимо новых зданий филармонии и киноконцертного зала, не слышу и не вижу, за исключением праздников, что там кипит творческая работа. Думаю, а может быть, лучше было бы вложить побольше средств в зарплату пензенских актеров. Ведь, например, зарплата актеров «Кукольного дома» всего восемь тысяч рублей, причем оклад лишь 5 500 рублей. Остальную сумму надо еще суметь заработать, давая бесчисленное множество спектаклей. Ведь детский билет на кукольное представление в Пензе стоит 130 рублей. А, например, на кукольный спектакль в Москве его цена бывает до трех тысяч рублей.

Кто сказал, что кукольный театр — это спектакли для детей. Театр кукол до начала прошлого века был площадным искусством. Петрушка высмеивал пороки общества. Это потом большевики назвали кукольный театр детским. Когда наш «Кукольный дом» гастролировал в Турции, на его представления приходили совсем взрослые зрители, причем мужчины были в смокингах.

На просмотр постановок не раз приезжали актеры из других городов. Но узнав, что такая мизерная зарплата и жить им придется, ютясь на койке в общежитии, они недоумевали: как можно творчески работать в таких условиях. В других российских городах, где Владимиру Бирюкову доводилось ставить кукольные спектакли, положение в театрах кукол выглядело намного лучше. Их актерам местные власти материально помогали, даже в том, чтобы, например, бесплатно отдыхать заграницей.

Не пугайте «Белую Ворону»

Вспомнился и еще один разговор.

— Нас никогда никто не финансировал. Выживаем за счет себя. Мы театр не коммерческий. Стремимся «выпускать» искусство. И мысли о душе для нас не последние, — говорила нам художественный руководитель молодежного независимого современного театра-студии «Белая Ворона» Ольга Битюцкая. — Мы научились выживать, лишь бы не мешали. А помогут —очень хорошо. Денежный вопрос — для нас не главный.

«Белой Вороне» минуло шестнадцать лет. И это всегда был независимый театр (в подборе репертуара, в прокате спектаклей и т.д.) Это его кредо. На чем держится театр? На людях, которые в труппе театра.

— Мы стая белых ворон, которых поначалу отовсюду гнали. Мы старались, а наше видение искусства, кроме нас самих никому не было нужно. Но вместе, делая общее дело, мы становились коллективом, — постоянно повторяет Ольга Битюцкая.

Ей нелегко: она — художественный руководитель, режиссер, автор пьес, художник по декорациям и костюмам… Постановка спектакля для неё — это всегда эмоции, нервы, порой депрессия. Но когда он получается, — это счастье. «Собачье счастье» — был первым большим спектаклем театра-студии. Спектакли «Пифагор» и «Каменный век», получивший призы на фестивалях в Астрахани и Москве, стали долгожителями.

К сожалению, до сих пор театр редко выезжал на гастроли. По материальным причинам. Выезды возможны лишь за свой счет. А по статусу любительскому, театру, в котором заняты школьники, студенты, и люди, работающие на производстве, необходимо самому изыскивать средства, чтобы показать свои работы. Оптимизм помогает ему жить и выживать. В труппе «Белой Вороны» уже сменилось три состава. Её, заметим непрофессиональные актеры, взрослея, уходят из театра, чтобы на основной работе зарабатывать и содержать семью.

И жизнь пока берет своё. Театр-студия время от времени объявляет набор —кастинг талантливых юношей и девушек от 14 лет и старше.

Театр должен говорить на современном языке


Н.В. Гоголя современники упрекали, что он писал карикатуру на российское общество. Но писатель не переставал верить: достойный человек может исправить дурного человека и утверждал, что совершенствование личности начинается с самого себя.

Сейчас важно ежеминутно держать внимание зрителей. Но учитывать, что Чехова будут смотреть не все. На комедию пойдут, но она быстро отживет. Молодых современных авторов в России достаточно. Их пьесы ставят на малых площадках. И это важно: театр должен говорить на современном языке. Но не надо потворствовать публике. Задача его поднимать, подтягивать зрителя на новый, более высокий уровень восприятия. Сейчас без яркой привлекательной формы спектакль не заинтересует. Лишь затем публика проникнется его содержанием.

Есть постановки, когда критиков прошибает слеза, но важно, чтоб и у зрителя шла дрожь по телу. Очень хочется, чтобы так случалось с каждым новым представлением в Пензе.

Источник фото:vk.com


Похожие статьи