Пензенская альтернативная сцена. Mississippi Sax: назад в будущее
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

В отличие от наших предыдущих героев, хорошо известных пензенской публике, коллектив, о котором пойдёт речь сегодня, пока находится в статусе новичка. Но, поверьте, они заслуживают внимания. Знакомьтесь, группа «Mississippi Sax».

Missisippy Sax. Из личного арзива Андрея Плотникова.jpg

Missisippy Sax. Из личного арзива Андрея Плотникова

Есть мнение, что все новое — хорошо забытое старое. Спорное утверждение, на наш взгляд. Но иногда это самое «хорошо забытое» можно преподнести так, что это будет выглядеть совсем не консерватизмом, а, как ни странно, наоборот — вызовом времени. Чем-то подобное и решила удивить нас группа «Mississippi Sax».

Есть в музыкальном сленге такой термин «олдскул». За ним скрываются исполнители, предпочитающие жанры, уже давно пережившие пик своей популярности. Как правило, олдскулщиками сейчас называют музыкантов, исполняющих хэви-металл, классический панк-рок, глэм. У них есть своя, не самая большая, но вполне устойчивая аудитория. Взяться исполнять в этих жанрах означает пойти по проторенной дорожке.

«Mississippi Sax» можно назвать олдскулом среди олдскульщиков. В основе их музыки лежат стили, которые, казалось бы, давно канули в лету, по крайней мере, для основной массы молодёжной аудитории. В их композициях вы угадаете мотивы пионеров блюза и рок-н-ролла, таких как Чак Берри или Би Би Кинг. Здесь есть место для кантри и для гаражного рока шестидесятых. Здесь оживает Джим Мориссон, а Кейту Ричардсу по-прежнему двадцать пять.

Missisippy Sax на JazzMay-2016. Фото максима Буданова.jpg

Missisippy Sax на JazzMay-2016. Фото Максима Буданова

Но, вот парадокс, «Миссисипи» язык не повернётся назвать старьём. Какие-то неуловимые обертоны выдают в ребятах тот самый teen spirit, дух подростка, причём дух подростка современного, с аккаунтом в Контакте и смартфоном в кармане. Современного молодого человека с хорошим и — это важно! — независимым вкусом.

Если сомневаетесь, приходите на концерт, и убедитесь, что аудитория в зале будет состоять отнюдь не из усатых верзил на «харлеях». Это будет именно молодёжь 15-25 лет. В чём секрет — мы попытались разобраться с одним из основателей команды Андреем Плотниковым, отвечающим в группе за лидер-гитару.

— Андрей, когда принималось решение о создании группы и определялось её направление, не приходила ли в голову мысль, что исполнять такую музыку — своего рода «коммерческое самоубийство»?

— Не казалось. Хотя бы потому, что больше никто этого не делает. Я много раз пытался найти кого-то, кто играл бы в схожем ключе. Но, как правило, это оказывалось каким-то абсолютным архаизмом в духе классического блюза или кантри-энд-вестерна, которые, может, и хороши сами по себе, но совершенно оторваны от современности.

А во-вторых… музыка-то хорошая! И мне очень обидно наблюдать тот факт, что её сейчас не то, чтобы не любят, — её просто не знают. Несмотря на доступность в наше время любых записей, эти направления оказались в какой-то информационной изоляции.

Недавно с группой произошла одна показательная ситуация. На репетиционной базе оказался случайно человек, совершенно незнакомый с подобной музыкой — он просто не знал о её существовании. Мы были не «во всеоружии»: из пятерых участников группы присутствовало только трое, а большая часть оборудования в этот день была вывезена. И вот, втроём, играя, фактически, на «металлоломе», мы сумели произвести на человека очень сильное впечатление.

Поэтому я вижу, что люди могут любить музыку, подобную нашей. Но многие просто не знают о ней, она остается скрыта от большинства за толстым слоем примитива, который сейчас звучит их всех колонок и экранов.

Если рассуждать глобально, то как музыкант я вижу перед собой двоякую цель: создавать хорошую музыку и обратить людей к хорошей музыке. Второе — особенно важно для России. Нас очень долгие годы, лет сорок, как минимум, приучали к низкокачественному продукту. Вкус испортился уже на уровне исторической памяти. Это понятно уже по таким ребятам, как «Бутырка», Стас Михайлов — ведь, собственно, они сейчас самый успешные на нашей сцене. И, насколько это в наших силах, хотелось бы с этой тенденцией побороться. В идеале — посвятить этому жизнь.

Missisippy Sax. Андрей Плотников - соло-гитара. Фото максима Буданова.jpg

Missisippy Sax. Андрей Плотников — соло-гитара. Фото максима Буданова

— Как в таких условиях удалось найти аж пять человек, настолько совпадающих в своих настолько специфичных вкусах?

— На самом деле, мы не очень совпадаем, но даже это было нереально сложно. В самом начале, когда мы только образовались, поймали себя на мысли, что если группа развалится, то вторую такую в нашем городе уже не соберешь. Есть люди, которые, может быть, и хотят это играть, но это оказывается им не по силам с технической стороны. А те, кто умеет, почему-то не хотят.

— Вы исполняете свой материал на английском языке. Можно ли из этого сделать вывод, что музыкальная составляющая для вас гораздо важней содержательной?

—  Мы, безусловно, разделяем точку зрения, что музыкальная составляющая — определяющая. В отечественной рок-музыке сложилась тенденция делать акцент именно на текст. Я не отрицаю великолепия стихов наших авторов, но считаю, что это по сути искажение музыкальной культуры.

Бывают и обратные примеры, когда на хорошую музыку положен просто набор слов, что столь же неправильно. Или есть такие люди, которые доводят свое владение музыкальным инструментом до совершенства. Они играют невероятные сложные технически, но совершенно не задевающие слушателя вещи, будто забыв, для чего вообще создается музыка.

Должен быть баланс. Должны быть настроение, атмосфера. Поэтому мы делаем упор больше на музыку, но те, кто решит вслушаться в тексты, думаю, не будут разочарованы.

Идеалом такого баланса между музыкой и текстом для меня всегда были «Led Zeppelin». Я много раз убеждался, проводя определенные «эксперименты» над людьми, у цеппелинов можно понять практически дословно, о чём идёт речь в песне — при этом не понимая ни слова. Это идеально, а значит, гениально.

Похожие статьи