Пензенская альтернативная сцена. In Motion: курс на Запад



Проводить параллели между западным шоу-бизнесом и локальным музыкальным сообществом — дело неблагодарное. Рискуешь сразу быть осыпанным обвинениями в дилетантстве или, как говорят сейчас, «незнании матчасти».
Но в том-то и дело, что не одной матчастью жива музыка. Умение уловить «химию», соединить несовместимое, предложить зрителю какую-то совершенно новую мысль — вот что выводило исполнителя в разряд флагманов. Пусть в мире достаточно людей, которые не любят рок-музыку, — но любая «румяная домохозяйка»© знает Nothing Els Metters Металлики, Smeels Like Teen Spirit Нирваны или квиновскую The Show Must Go On.
Нечто подобное удалось в рамках пензенской сцены группе In Motion. Облекая в тяжёлые драйвовые аранжировки свои хитовые и лёгкие для восприятия мелодии, команда снискала уважение практически всех слоёв пензенской публики. Их одинаково хорошо принимали и матёрые «металлюги» в стенах рок-кафе Zахват, и неискушённые в тяжёлой музыке девочки на городских музыкальных фестивалях, и умудрённые жизнью бизнесмены за столиками ресторанов. Не будет преувеличением сказать, что в околомузыкальных кругах нашего города In Motion вызывали симпатию у большинства слушателей.
Своих слушателей группа нашла и за пределами нашего региона. Свидетельством того стали многочисленные поездки на междугородние фестивали и два альбома, выпущенные на крупных московских лэйблах.
Рассуждая о своей музыке, музыканты группы и сами говорят, что старались взять лучшее от западной сцены настолько, насколько это было возможно в условиях провинции. Гитарист и основатель группы Эльдар Баткаев:
«Рок-музыка, в моём понимании, должна включать две составляющие. В первую очередь, она должна нести настроение. Или создавать энергию, или поддерживать её в человеке. Именно это меня и зацепило в начале двухтысячных, когда я увлёкся роком. И поэтому же было выбрано и название для нашей группы — In Motion, то есть «В движении» в переводе на русский.
Второе — смысловая нагрузка. Обычно это называют идеей. Она может касаться разных вещей, будь то отношения между мужчиной и женщиной (что было у нас на первом альбоме) или какие-то социальные аспекты. Причём речь не о каких-то конкретных ситуациях, а именно о мировоззрении человека, о его взглядах на окружающий мир. В этом отношении для меня пример — Metallica. Альбом …And Justice For All посвящён вопросам социальной справедливости, на Master of Puppets они рассуждают о зависимости, о манипуляции людьми, в Ride the Lithning говорится об отношении человека к смерти. Получается не набор песен, а некий целостный анализ.
В русской рок-музыке именно этой смысловой наполненности было достаточно. У нас очень сильна содержательная часть. А не хватало, на мой взгляд, именно завершённости как музыкального произведения. Не отдельно поэтического текста или отдельно музыкальной составляющей. А именно окончательного творческого продукта.
Ещё одна вещь, которая должна эмоцию и мысль объединить воедино и сделать это достойным продуктом – техническая составляющая, качество подачи материала и его записи. Именно то, что всегда было на западе.
В In Motion я хотел попытаться взять от запада эти вещи и принести на нашу сцену. Добились ли мы этой цели? Сложно судить изнутри, но я думаю, что нам вполне удалось создать достойный материал: тексты, мелодии, аранжировки. Пожалуй, и исполнение тоже. Что не совсем удалось, так это качество записи. Конечно, мы были ограничены в возможностях. Возможно, мы могли бы вложить больше денег, могли бы искать более совершенное оборудование… Но существовать приходится в объективных условиях. Поэтому в целом я доволен тем, как шло развитие нашей группы».

Справедливости ради, неискушённый слушатель вряд ли стал бы высказываться о студийных работах группы в столь скептичных тонах. Для альбомов In Motion характерна именно та концептуальная целостность, о которой говорит Эльдар Баткаев. Первый диск группы нес в себе оттенки юношеского максимализма и в основном был посвящён вопросам взаимоотношения мужчины и женщины и самоощущения молодого человека в этом мире. Название, выбранное для альбома, удивительно точно отражало и его содержание, и драйвовый настрой композиций. Life’s Engine вышел в свет в 2009 году и включал в себя 12 треков и один бонус.
Второй альбом Peace, War, Passion словно отражал перемены, происходящие с участниками группы. Например, композиция Children’s Smile говорит о том, что значит для человека его ребенок. А центральный трек альбома «Thank You» является обращением с благодарностью ко Всевышнему. Автор композиции Эльдар Баткаев — глубоко верующий человек — рассказывал, что идея песни пришла к нему, когда он смотрел из иллюминатора взлетающего самолёта и рассуждал о красоте окружающего мира.
Большую часть композиций группа исполняет на английском языке. Эльдар так поясняет это решение: «Русский язык очень сложен. С одной стороны, я опасался, что это помешает мне создавать тексты удовлетворительного качества. В то же время, мне кажется, что чисто по звучанию английский лучше сливается с музыкой».
Особенностью In Motion, а, возможно, и главным их секретом, является то, что за всю историю у них не произошло ни одного изменения в составе. Музыкальные вкусы и отношения с музыкой у всех пятерых заметно отличаются. Так, вокалист Феликс Тегель, поклонник Deep Purple, Metallica и Gorky Park ещё до прихода в группу был хорошо известен пензенской публике по участию в «металлическом» коллективе Crimson Black. А барабанщик Андрей Сурков, наряду с Эльдаром Баткаевым являющийся основателем группы, с большим уважением относится к творчеству The Beatles и Blink-182. Тем не менее, каждый из участников коллектива привносит своё композиторское участие в творчество группы.
Такая сплоченность помогла группе в свое время пройти через сложные периоды ее существования. Жизнь сложилась так, что сначала Эльдар, а спустя некоторое время и Феликс переехали в Москву. Но, как ни странно, это не поставило крест на деятельности группы. Пусть и реже, но музыканты продолжали живые выступления и создавали новый материал, из которого затем сложился второй альбом группы.
Сейчас участники коллектива шутят, что альбомы у них выходят один раз в пять лет, поэтому до 2019 года у них ещё достаточно времени. А барабанщик Андрей Сурков в связи с этим замечает: «То, что мы теперь живём в разных городах, отразилось на нас неожиданным образом. Мы стали репетировать гораздо реже, но продуктивность наших репетиций возросла многократно». Может быть, это и есть та самая «химия»?
Источник фото: из архива группы