Пенза теряет свою уникальность. Часть 1
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

Когда-то в нашем славном городе можно было прокатиться на канатной дороге в одной из разноцветных кабинок, узнать о строении Земли и устройстве вселенной, посетив Планетарий, пощекотать себе нервы на аттракционе «Русские горы» в парке Белинского, посмотреть мультфильмы в салоне настоящего самолета, проплыть по Суре на речном трамвайчике... На этом список интересных занятий и мест, канувших в лету, не заканчивается. За безликими бетонными многоэтажными домами и стеклянными глыбами торговых центров наш город стремительно теряет свою уникальность. Есть ли шанс спасти ту Пензу, которую мы знаем, от исчезновения?


В маленьком австрийском городе Зальцбург, где родился Вольфганг Амадей Моцарт, в числе многих имеется особая достопримечательность – Зальцбургский фуникулер. Он связывает город с крепостной горой и является старейшим из действующих фуникулеров Австрии. Фуникулер был открыт в 1892-м году. Изначально он функционировал при помощи водяного балласта, в 1959-м году был электрифицирован и стал работать на электротяге. Современный фуникулер функционирует неизменно с 11-го апреля 1992-го года, доставляя пассажиров в крепость Хоэнзальцбург. Билет на него, стоимостью около десяти евро, является одновременно билетом в крепостной музей.

Туристы без ума от фуникулера, который из разряда простого транспорта перешел в разряд визитных карточек города. Зная это, местные власти уделяют большое внимание его состоянию и своевременному обслуживанию. Да, наличие фуникулера не делает Зальцбург уникальным городом, однако добавляет ему особый шарм. Когда-то в Пензе тоже были подобные изюминки: например, многострадальная канатная дорога, кабинки которой уже много лет ржавеют неподалеку от кинотеатра «Современник». Так почему же в отличие от других городов России и мира мы настолько не дорожим своими отличительными чертами? С разрушением исторических построек центр города теряет особый провинциальный шарм, а с исчезновением уникальных объектов культуры и отдыха – свою уникальность.

Канатная дорога


В 2014-м году Пензенской канатной дороге исполнилось 20 лет. Она была открыта весной 1994-го года, и быстро завоевала популярность среди жителей и гостей Пензы. Расстояние от кинотеатра «Современник» до Планетария с помощью канатной дороги можно было преодолеть всего за 12 минут, попутно любуясь видом на город. К сожалению, канатная дорога проработала всего 6 лет, а затем была закрыта на реконструкцию, которая, по всей видимости, длится и по сей день.

Долгие годы аттракцион не работает. По слухам, он был отдан в частные руки. На нижней его станции, где сохранилась касса и все механизмы, покоятся и старенькие разноцветные кабинки с номерами, которые год от года все больше ржавеют и разрушаются.

В настоящее время канатные дороги действуют в Казани, Крыму, Нижнем Новгороде, Сочи, Уфе (где основной пассажиропоток – дачники, которые после канатной дороги пересаживаются на паром и следуют на другой берег реки Уфы, где расположены сады «Зауфимья») и других городах.

24 июня 2014-го года тогдашний губернатор Пензенской области Василий Бочкарев поднял вопрос о восстановлении канатной дороги. Василий Кузьмич подчеркнул, что начать необходимо с экспертизы, а уже затем принять решение о реставрации объекта, его ликвидации или возведении совершенно новой дороги. Однако «воз и ныне там».

– Эх, внуки мои уже никогда не ездили на канатной дороге, поэтому и не задумываются даже, что вместе с ней наш город лишился отличной достопримечательности. Такой же как речные трамвайчики… Задаюсь вопросом: почему же у нас практически никогда не могут сохранить то, что уже построено? Зачем разваливать, а потом изворачиваться, чтобы построить что-то новое? Если вообще построить… Жаль, жаль, что все это мы теряем… А взамен – только торговые центры, – сетует пожилая жительница города.

Аттракцион «Русские горы»


Во второй половине 70-х годов в парке Белинского был установлен самый экстремальный на то время аттракцион парка – «Русские горы». Кататься на нем было разрешено только с 16-ти лет. По специальным рельсам, некоторые из частей которых до сих пор можно увидеть в одной из частей парка, двигались тележки с людьми, пристегнутыми ремнями. Тележки набирали скорость до 65 км/ч и делали мертвую петлю.

Аттракцион был спроектирован в самом парке и построен силами пензенских предприятий. Это интересно, так как практически все аттракционы в советских парках покупались в то время у Ейского завода аттракционов. «Русские горы» пользовались популярностью у посетителей парка. В конце 90-х аттракцион прекратил свою работу – не было денег на ремонт. В середине 2000-х был демонтирован окончательно. По сей день в парке можно наблюдать наводящие ужас металлические конструкции, которые когда-то были частью популярного в Пензе аттракциона.

– Помню, помню этот аттракцион, – вспоминает один из жителей города. – Мне было лет 18, когда я приехал в Пензу в гости к родственникам из Нижнего Ломова, и меня повели кататься. До сих пор вспоминаю, как было страшно делать мертвую петлю! А еще на плечах остались следы от ремней. Так и ходил потом еще несколько минут… Ясное дело, что восстанавливать этот аттракцион уже бесполезно. А вот построить что-то новое и более масштабное что ли, в общем, как-то облагородить ту территорию, где раньше стояли «Русские горы» и создать некую новую изюминку, вполне можно. Хотя, властям нашим это не нужно точно. А кто тогда возьмется, если «главным» все равно?

(продолжение следует)

Источник фото:http://photos.wikimapia.org/p/00/04/59/75/56_big.jpg

Похожие статьи