Пенза и авиация:знакомства
Журналист
Журналист
Олег Сиротин

А мы продолжаем цикл статей, посвященный историческим событиям, связанным с Пензенским регионом. 16 (29) октября 1910 г. в газете «Пензенские губернские ведомости» появилась короткая заметка.

Знакомство первое. Итальянский граф

Заметка в газете «Пензенские губернские ведомости»

16 (29) октября 1910 г. в газете «Пензенские губернские ведомости» появилась короткая заметка: «В Пензу прибыл итальянский авиатор де-Кампо Сципио и 21 октября с бегового ипподрома намеревается совершить полёт на своём моноплане. (…)  Г. де-Кампо Сципио летал в Риме, Генуе, Париже, где и получил звание пилота. В России был в Петербурге, Москве, Варшаве и Вильне. После Пензы намерен поехать в Оренбург, Ташкент, Асхабад, Самарканд, Баку, а затем переберётся в Турцию. Аппарат г. де-Кампо Сципио имеет вид большой стрекозы; конструкция «Анрио», самая последняя; весит 22 пуда, в длину имеет 9 аршин. (…)»

Михал Сципио дель КампоПервого авиатора, ступившего на пензенскую землю, звали Михал Сципио дель Кампо (Michał Scipio del Campo), или, на русский манер, Михаил Фадеевич Сципио дель Кампо (чаще — де-Кампо Сципио); был он потомком итальянского графского рода, осевшего в Польше, и российским подданным, родившимся 26 января 1887 г. в Бердичевском уезде Киевской губернии. К моменту прибытия в Пензу 23-летний пилот, всего три месяца тому назад получивший диплом в авиационной школе Анри Фармана в городе Реймсе, уже успел выступить в нескольких столицах и теперь передвигался в сторону Средней Азии, подгоняемый слишком ранней в том году зимой. Летал он на моноплане конструкции Рене Анрио образца 1909 г.: длина 9,4 метра, размах крыльев 9,16 метра, вес без пилота 400 кг, 6-цилиндровый мотор Buchet мощностью 50 л.с. и V-образное хвостовое оперение.

Посмотреть на самолёт издалека пензенская публика сумела — пока его собирали и отлаживали, однако полёт, назначенный первоначально на 21 октября (3 ноября), был по каким-то причинам перенесён на 31 октября (13 ноября), а затем и вовсе не состоялся. Позже в «Пензенских губернских ведомостях» от 6 (19) февраля 1911 г. отмечалось, что граф де-Кампо Сципио уехал из Пензы, пообещав вернуться, но «обманул ожидания пензенских обывателей».

Очевидно, молодой пилот всё же решил не рисковать, дожидаясь холодов, и уехал на юг, где в январе 1911 г., во время выступления в Самарканде, его «Анрио» разбился вдребезги, а сам М.Ф. де-Кампо Сципио сильно пострадал. Что, впрочем, не помешало ему после выздоровления летать снова. В наши дни Михал Сципио дель Кампо считается пионером польской и российской авиации, его имя размещено на Доске почёта Дома лётчиков в Санкт-Петербурге. А несостоявшийся полёт в Пензе остался маленьким эпизодом в долгой, богатой событиями жизни графа-авиатора, умершего в польском городе Катовице 7 марта 1984 года.

К слову, той же осенью 1910 г., 12 (25) ноября, в Одессе совершил свой первый полёт на аэроплане известный писатель, уроженец г. Наровчата Пензенской губернии Александр Иванович Куприн, — в качестве пассажира на биплане «Фарман», который пилотировал Иван Михайлович Заикин, столь же известный борец, увлёкшийся воздухоплаванием. Во время полёта аппарат не справился с двойной тяжестью пилота и пассажира, и упал; И.М. Заикин получил травмы, А.И. Куприн отделался ушибами. Впоследствии, проживая в Гатчине под Санкт-Петербургом, Куприн часто приходил на лётное поле Гатчинской авиационной школы, встречался с лётчиками и поднимался с ними в воздух. Вполне возможно, что ему доводилось встречаться и с одним из инструкторов школы, Александром Васильевым — авиатором, которому удалось первым взлететь в пензенское небо.

Полет на аэроплане

Знакомство второе. Чемпион-инструктор


Александр Алексеевич ВасильевЧерез полгода после первой, неудачной попытки, пензенцы всё же увидели «механический», как тогда говорили, воздушный полёт — в исполнении другого пилота и на другом аэроплане. Впрочем, в особенностях летательных аппаратов тогда разбирались одни специалисты, а публика могла разве что отличить биплан от моноплана. Лётчиком, впервые облетевшим пензенский ипподром, был Александр Алексеевич Васильев (1882-1918), 29-летний уроженец Темниковского уезда Тамбовской губернии, выпускник юридического факультета Казанского университета и бывший секретарь Казанской судебной палаты.

Во время первой авиационной недели в апреле 1910 г. Васильев буквально «заболел» небом и вскоре уехал во Францию, где обучался в одной из лётных школ Луи Блерио, знаменитого своим перелётом через пролив Ла-Манш 25 июля 1909 года и выдержавшим этот перелёт монопланом собственной конструкции — «Блерио XI» (длина 8,25 метра, размах крыльев 10,2 метра, вес без пилота 350 кг, 7-цилиндровый мотор Gnome мощностью 70 л.с., максимальная скорость 106 км/ч).

Именно такой моноплан Васильев приобрёл после успешного окончания школы в июле 1910 года и привёз в Россию; на нём совершил свой первый публичный полёт в Нижнем Новогороде 1 (14) сентября 1910 г., на нём летал в Саратове, Астрахани, Баку, Тифлисе, где установил всероссийский рекорд на продолжительность полёта без спуска, преодолев за 1 час 55 минут 204 километра между Елисаветполем и Тифлисом (причём летел над горами на высоте 1200 метров в мороз до -6ºС), и Туркестане, где «записал» на свой счёт 300-километровый перелёт между городами Мервом и Кушкой.

В Пензу А.А. Васильев прибыл из Самары, где также заслужил «горячую признательность населения». Полёт проходил по отработанной схеме: разобранный аэроплан доставили на ипподром, собрали, разрешили публике осмотреть его с близкого расстояния, затем пилот взлетел, стараясь набрать максимально возможную высоту, описал круг над прилегающей местностью и плавно спустился обратно на поле. Фигуры высшего пилотажа были ещё невозможны, а слишком сложный полёт над неизвестной местностью с непредсказуемыми воздушными потоками мог привести к аварии. После приземления пилот немного рассказал зрителям о будущих возможностях авиации — и откланялся. Из Пензы его путь лежал в Санкт-Петербург, где 14 (27) мая должна была открыться Вторая международная авиационная неделя.

Вскоре из газет пензенцы с интересом узнали, что на соревнованиях этой авианедели А.А. Васильев установил несколько новых рекордов, заработал самую крупную сумму призовых денег (10660 рублей) и принял предложение стать главным инструктором в Гатчинской авиационной школе Первого российского товарищества воздухоплавания. А в июле 1911 года, когда состоялся первый в России дальний авиаперелёт по маршруту Петербург-Москва, Александр Васильев оказался единственным, кто смог выполнить поставленную задачу — долететь до Москвы за одни сутки (точнее, 24 часа 41 минуту).

После этого он стал, вероятно, самым популярным из российских лётчиков (хотя слава не вскружила ему голову), и продолжал путешествовать по России вместе со своим другом и товарищем по авиационной школе — Александром Кузминским, которому также довелось летать над Пензой.

Продолжение следует...

Источник фото: www.filokartist.net,omnilexica.com, odin-fakt.ru,airspot.ru


Похожие статьи