Парк «Легенда»: недооцененная жемчужина мировой культуры
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
15 сентября в скульптурном парке «Легенда» стартует десятый юбилейный скульптурно-живописный симпозиум «ПЕНЗА 2018». В преддверии этого события мы беседуем с директором парка, заслуженным художником России Юрием Евгеньевичем Ткаченко.

IMG_20180828_123055.jpg

Цифры и факты


За десять лет существования «Легенды» пензенцы привыкли к соседству с парком. Прогулка или фотосессия среди монументальных произведений скульпторов с мировым именем стала для жителей нашего города привычным делом. Может быть, именно поэтому немногие задумываются, что парк «Легенда» ― место уникальное даже по международным меркам, а известность его за рубежом значительно выше, чем в Пензе и России.

989898.jpg

Как известно, хозяином собрания скульптурных работ является пензенский предприниматель Константин Волков. Экспонаты для своей коллекции он не закупал ― все они были созданы в ходе международных симпозиумов скульпторов и художников, которые Константин Михайлович организует на базе гостиничного комплекса «Арт Пенза».

За минувшие десять лет в симпозиумах приняли участие более 220 мастеров из 69 государств. Итогом их работы стали более 300 монументальных скульптур и множество работ меньшего масштаба. Под их размещение отведена территория более 30 гектаров. Количество же картин в собрании Константина Волкова составляет более 3000.

Сегодня парков, аналогичных «Легенде» практически нет, а пензенские симпозиумы ― одни из самых крупных и именитых мероприятий в сфере скульптуры и живописи.

Ты помнишь, как все начиналось?


О том, как родилась идея парка и симпозиумов порталу «Пенза-онлайн» рассказал директор парка «Легенда» Юрий Ткаченко.

― Юрий Евгеньевич, расскажите, с чего все началось?

― Мне довелось побывать на большом количестве зарубежных художественных мероприятий. Периодически материалы по моим воспоминаниям выпускал Валентин Мануйлов. Видимо, кто-то наверху их читал, и однажды мне позвонили из управления культуры ― я как раз был в Швейцарии. Говорят, хотим провести в Пензе симпозиум.

IMG_20180828_131207.jpg

Когда я вернулся, Валентин свел меня с Константином Волковым, который загорелся той же идеей. Только управление планировало около десяти участников, а Волков сказал: «А я хочу сто». Никто в мире тогда не проводил таких мероприятий на сотню человек. Китайцы собрали однажды 102 участника ― и больше не стали. Это колоссальный масштаб. Конечно, я на такое не согласился. Поторговались. Восемьдесят, семьдесят ― остановились на пятидесяти.

Море, море проблем было тогда! Первый симпозиум ― это минус десять лет жизни. По итогам я сказал, что больше работать с управлением культуры не буду. «Я тем более», ― ответил Волков и добавил: «Но в целом мне понравилось, на следующий год опять будем проводить, сами».

Про сто человек, конечно, речи уже не шло, но постепенно, год за годом, территория заполнялась скульптурами. Парк оформлялся.

― Когда стало ясно, что «Легенда»― международный бренд?

― Известность нашего симпозиума во многом росла за счет скульптурного парка. По количеству скульптур и представительству стран аналогичных собраний в мире практически нет. Один парк есть в Китае ― в богатом многомиллионном городе Чанчунь. Там полная государственная поддержка. Гости перемещаются по территории на электрокарах.

Есть, конечно, более знаменитые собрания ― английские, американские, с работами Родена, Колдера, Певзнера, Габо. Но там совсем другой формат. Штук тридцать работ, небольшие закрытые территории в крупных городах.

Для России же первый симпозиум стал масштабным событием, на него приехали первый канал, второй канал, НТВ, сделали по 2-3 репортажа. И это без специальных приглашений, для них это было нечто интересное само по себе. А на третий год уже мы им говорили: «Вот, у нас такая-то программа, такие-то авторы». А они спрашивали, не было ли скандалов, не побили ли кого-нибудь ― остальное стало им неинтересно.

Но Волков к тому времени сделал себе в определенных кругах имя не только как человек, успешно делающий деньги, но и как обладатель некоего культурного достояния ― не общероссийского даже, а общемирового.

Сегодня про нас пишут в журналах Индии, Египта, Китая, Европы. Не просто упоминания, а большие статьи. Второй канал китайского телевидения приезжал делать про нас документальный фильм.

IMG_20180828_132458.jpg

― Если аналогов в мире практически нет, как появилась идея организовать парк именно в таком формате. Пензенское ноу-хау?

― Отчасти это была надежда на русский авось. Раз симпозиум проведем, два проведем, а дальше уж что получится. Но идея начала развиваться. Парк разделили на несколько частей: «Сновидения», «Источник силы», «Райское место».

Стороннему человеку, наверное, не так заметно, что здесь происходит, год от года. Появляются дорожки, появляются насаждения. Пятиметровые сосны, которые есть сейчас, когда-то сажали приглашенные скульпторы. Представьте: французы бегали с ведрами поливать саженцы. Некоторые до сих пор пишут: как там дерево, которое я посадил? Мы отправляем фотоотчет.

IMG_20180828_131724.jpg

― Участники стремятся посетить симпозиум снова?

― Да, кто-то становится трех-, четырехкратным участником. Есть один уникальный для нас человек, который был на всех симпозиумах и приедет на очередной. Японец СаторуТакада, очень именитая фигура в сфере скульптуры.

IMG_20180828_131850.jpg

― А почему было выбрано название «Легенда»?

― Я предложил Константину Волкову несколько названий, ему ничего не понравилось. «Мне что-то тоже особо ничего не нравится, ― согласился я. ― «Легенда» только более или менее». Ему и это не понравилось, но я потихоньку начал везде упоминать свой вариант ― так он и закрепился.

Существование огромной коллекции работ скульпторов со всего мира где-то в глубине Пензенской области ― само по себе кажется каким-то мистическим. Плюс часто люди искусства ― не от мира сего.

Поэтому «Легенда» очень подходит по смыслу.

Продолжение следует…

Фото автора


Похожие статьи