Памяти Андрея Каваева: «Он был смешным и по-настоящему добрым»

На этой неделе Пенза простилась с талантливым артистом, кумиром детей и взрослых, актером театра «Кукольный дом» Андреем Каваевым. Почти 20 лет своей жизни он отдал служению в театре, а скончался тихо — в своем доме, придя после как всегда замечательно отыгранного спектакля. «Пенза-Онлайн» встретилась с коллегами актера, чтобы записать их самые яркие воспоминания об ушедшем друге и партнере по сцене.

«Комедийный актер, как это говорят сейчас, товар штучный. Луи де Фюнес, Андрюша Каваев, да Крамор», — шутил артист в одном из телевизионных интервью. Комиком он был превосходным — одинаково смешным на сцене и в жизни. Порой было совсем не понять, когда он играл, а когда говорил серьезно. Правда, впервые появившись в театре «Кукольный дом» почти 20 лет назад, смешным он коллегам не показался. Возможно, из-за того, что ощущал себя некомфортно в театре, где никого не знал.
— Помню, как увидела его впервые на собрании коллектива, — вспоминает актриса Марина Прошлакова. — Загримированный для репетиции, он угрюмо сидел на стуле, и тогда казался очень хмурым. Но это продолжалось совсем недолго. Практически сразу мы поняли, с каким веселым и обаятельным напарником нас свела судьба. Он умел смешить и смеяться, в том числе над собой, был очень непосредственным и эмоциональным. На одной из первых наших совместных репетиций спектакля «38 попугаев», испугавшись строгого режиссера, Андрей даже забыл название «вишневое варенье». «Такие», говорит, «красные ягодки». И мы все покатились со смеху. Так, со смехом и шутками-прибаутками, мы и продолжали работать все эти годы.

В Пензу Андрей Каваев приехал, когда ему было уже за 30. До этого жил в Свердловске — окончил школу и театральное училище, получил первый опыт работы в кукольных театрах. В пензенском «Кукольном доме» он дебютировал в спектакле-сказке для детей от 3-х лет «Золотой цыпленок».
Потом отыгралось много спектаклей. Большая часть из которых была и остается в золотом фонде театра, и в репертуаре по сей день: «Не хочу быть собакой», «Винни-Пух», «Красная шапочка», «Жили-были», «Тук-тук, кто там», «Убить Кароля», «Лекарь поневоле».
На вопрос, была ли у Андрея (или как его любили называть коллеги Андрюши) любимая роль, ответить в театре не смогли. Может и была, но скорее нет. Всех своих персонажей Каваев любил одинаково сильно. Каждого играл с особыми эмоциями и настроением, которое никто другой никогда не смог бы повторить ни до, ни после него.

— Мы все люди, и у всех есть спектакли, которые в определенные этапы жизни любим больше или меньше, —делиться артист, один из бессменных напарников Андрея, Антон Некрасов. — Есть роли, которые тебе подходят и нравятся больше, а есть роли, где ты просто хорошо выполняешь свою актерскую работу. Но одна особенная для него роль была — Кот в спектакле «Не хочу быть собакой». Он упивался этим персонажем, в котором играл, кажется, самого себя. Толстого, наглого, глупого и смешного кота, обаятельного засранца. Каким-то образом Андрей умел нравиться детям даже в немного отрицательном амплуа. Он — сплошной парадокс.
По словам Антона Некрасова, со времен их первой встречи 11 лет назад Андрей совсем не изменился.
— Смешной он был всегда, что тут скажешь, — говорит Антон, и смеется. — Смешной и добрый. Он выглядел забавно, смешно себя вел – иногда нарочно, но чаще без умысла, просто по своей природе. Ему нравилось, когда над ним смеются, он ставил себе задачу смешить. Следовал заветам своего кумира, французского комика Луи де Фюнеса.
.jpg)
— Конечно, — добавляет Марина Прошлакова. — Андрей был человеком, а значит, иногда был и рассерженным, и обиженным, и уставшим, и даже немного ревнивым. Любил театр, гастроли — мог даже обидеться, если его не брали на выездные спектакли. Любил путешествовать, узнавать новое. Весной, перед гастролями в Минске, даже написал отказ от госпитализации после серьезного приступа гипертонии, лишь бы поехать на фестиваль. Оглядываясь назад мы думаем, что это был «звоночек». Надо было ему поберечь себя, а нам — внимательнее относиться к его здоровью.
У него была небольшая барсеточка с шоколадками, которые иногда дарились актрисам нашего театра. Часто приходил к нам, коллегам, в гости, где чувствовал себя как дома — мог даже прилечь поспать. И не потому, что, например, был пьян. Он не пил, не курил, был человеком высокопорядочным. Просто потому что был каждому из нас очень близок, почти как родственник.
На сцене Андрей любил «похулиганить». То слова не те скажет, а то и вовсе песню вместо слов запоет. Словно маленький ребенок, любил дурачиться. Подкалывать коллег, и его нередко тоже подкалывали. Но он не обижался — всегда прислушивался к замечаниям и просьбам коллег. Частенько те просили его быть чуть-чуть серьезнее на сцене.

— На сцене Андрей мог пойти вразнос — только держи, — говорит Антон Некрасов. — Он упивался вниманием зрителей, шутил напропалую. Ему всегда была очень важна реакция зала, а зрители отвечали ему обожанием. Он был настоящей звездой «Кукольного дома». Наверное, потому что люди сквозь его персонажей видели самого Андрея - доброго и смешного — это многих подкупало, особенно детей. Некоторые зрители ходили на спектакли только ради него. Впрочем, Андрей сам был как ребенок – десятилетний мальчишка, который резвится, играет и очень редко бывает серьезным. И мы как могли его сдерживали от бесконечного потока шалостей на сцене и вне ее. Иногда, правда, шалили сами.
Однажды, после утомительной череды спектаклей я решил развеяться и разыграть Андрея. В «Забытой сказке», в сцене, где он выходит мужиком, персонаж поднимает лежащий камень и топит его в воде со словами «и буль!». Для шутки я вырезал точно такой же камень из поролона, покрасил и положил на сцену вместо стандартного реквизита. Какой же в зале начался смех, когда Андрей привычным жестом поднимает легкий поролоновый камень, и честно пытается его утопить, растерянно повторяя «и… и…буль?». Конечно, он не обиделся — даже подначил на следующую выходку, после чего я уже приклеил этот несчастный камень на двойной скотч! Вновь не почувствовав подвоха, Андрей попытался его поднять со сцены… дергал, дергал, и не смог! Снова смех.
И все же, несмотря на сложившееся амплуа, у Каваева были и нетипичные роли. Те, в которых ему приходилось прятать себя за героем.
— Андрей не был драматическим актером, – делится Антон Некрасов. – Не любил серьезные роли и не хотел никогда их играть. Ему тяжело давался персонаж Дедушки из «Убить Кароля» и Жером в «Лекаре поневоле» (спектакли «Кукольного дома» для взрослых — прим. авт). Однако и к этим персонажам он находил свой подход –это был талант настоящего артиста. Заменить которого нам практически невозможно. Сложно представить, что мы будем делать теперь – с уходом Андрея. Кем его заменять? Прежними спектакли уже не будут.
Ушел из жизни Андрей 8 октября, в субботу. Ему было 53 года. Он вернулся домой после спектакля «Гадкий утенок», лег на диван и тихо, никого не потревожив, умер.
— Если постараться охарактеризовать его одним словом, — размышляет Антон Некрасов. — Андрюше подошло бы «смешной». Яркий, по-доброму смешной человек.
— Он любил каждого из нас, — подытоживает Марина Прошлакова. — но больше всех он, конечно, любил своих родителей. Был единственным сыном. Так и не обзавелся семьей, поэтому мама была для него всем. Я вспоминаю, как на сдаче спектакля его персонаж Алладин заканчивал пьесу фразой «…тебя, уважаемый с мамой познакомлю» – и говорил это с такой огромной любовью и теплотой, что сердца зрителей таяли, и слезы умиления наворачивались на глаза.
На сцене он был счастлив Невозможно передать, как нам тяжело сейчас отпускать его. Утешает только то, что в наших сердцах Андрей останется навсегда. Помним и любим.
Автор фото: Антон Некрасов.