Отец Павел Колесников: «Если просто ограничивать себя в еде — кому в этом польза?» Пасхальное интервью
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

В преддверии праздника Пасхи интервью порталу «Пенза-онлайн» дал настоятель Митрофановского храма отец Павел (Колесников). О том, как неправильно поститься, о важности духовного образования, о выборе дня для принятия Причастия — читайте в нашем материале.

— Отец Павел, на Ваш взгляд, не происходит ли сейчас некоего обмирщения праздника Пасхи?

— Скорее уместно говорить об обмирщении всей нашей духовной жизни, а как следствие — обмирщении праздников. Об отношении к ним как к обрядовой традиции. На Пасху люди приходят освящать куличи и крашенные яйца, на Крещение хотят набрать святой воды, уверенные в том, что это панацея от всех бед. Такое магическое понимание.

— То, как относится человек к Пасхе, зависит от его духовного образования. В России до 85% населения декларируют себя православными. Но, наверное, только 1% сможет внятно объяснить, во что они веруют, чем православие отличается от католичества или протестантизма. Ты можешь называть себя христианином, мусульманином, буддистом — кем угодно, но без знания основ своей веры и без религиозной жизни, являться ты таковым не будешь.

Православная вера не ограничена Евангелием и Символом Веры, она включает двухтысячелетний опыт жизни Церкви с богатым святоотеческим наследием. И мы должны читать труды святых отцов и стараться подражать их жизни.

Когда человек сознательно приходит к вере в Бога, когда происходит его личная встреча со Христом, он уже не может жить так, как жил раньше — то же самое произошло с апостолами, когда им явился воскресший Спаситель. Тогда вопрос об обмирщении православных праздников отпадет сам собой.

В прошлом человек, не встретивший Пасху, мог быть подвергнут наказанию. А есть ли какой-то реальный вред, если человек не празднует Воскрешение Христово? И что, собственно, означает «встретить Пасху»?

— Достойная встреча Пасхи, в первую очередь, есть соблюдение Великого Поста. Пост — дорога к Пасхе, и какую радость может испытывать человек, если он не постился? Конечно, чувство общей радости останется, но свое глубинное, личное переживание исчезнет.

Здесь встает вопрос, кто Христос для тебя? Это Бог-податель благополучия и достатка, всего того, что мы ищем в земной жизни, чтобы оставаться в зоне комфорта? Или же это Бог, Который спасает тебя от власти греха? Многие, в частности, неоязычники, говорят: это унизительно называться «рабом Божьим». Но ты раб того, кем побежден. Ты можешь быть побежден своим языком, желудком, жадностью, похотью, гневом. Они властвуют над тобой, а не ты над ними. Так чьим рабом лучше быть?

Пост — это время, чтобы бросить вызов самому себе, ответить на вопрос, «кто господин моей жизни?». Рабство Христу делает человека свободным от греха, и это свобода есть самое главное.

По поводу встречи праздника — бывает, что человек объективно не может прийти в церковь, находясь в больнице, в дороге, в тюрьме, еще где-либо. Но надо понимать, что мы празднуем Пасху не только по завершении Великого Поста. Церковь празднует ее 52 раза в год, каждое воскресенье. Если человек в течение года небрежет посещением церковных богослужений, если вера в его жизни — нечто прикладное, он может, конечно приходить на пасхальную службу, но вопрос-то в другом. Становится ли он от этого из года в год добрее, милосерднее, сострадательнее? Вот о чем следует думать.

К Великому Посту люди подходят по-разному. Одни стремятся формально выполнить все предписания. Другие сами избирают себе ограничения: не пьют кофе, не курят сигареты, не пользуются соцсетями. Насколько верны такие вариации? Ведь понятно, что лишь малая часть верующих не просто соблюдает все каноны поста, но делает это с пониманием его сути.

— Фарисейское отношение к вере существовало всю историю. Внешнее исполнение устава, если человек не прилагает к этому свое сердце, ничего не дает ему. Более того, идет духовная деградация: человек начинает осуждать тех, кто не постится. Но Пост заключается не в этом.

Если человек видит зависимости, в которые себя вовлек, в Пост он делает себе вызов: «Смогу ли я провести семь недель без этого духовного наркоза?» Неделю выдержать легко, вторую сложнее. В душе появляется пустота, человек ищет, чем ее заполнить. Полакомиться чем-то, что не запрещено формально. Начинаются ухищрения, вроде постного молока.

А следует заполнять ее делами милостыни. Милостыня — это не червонец, брошенный на паперти. Это те люди, которых я посетил в больнице, в приюте. Это пожилые или одинокие люди, которым ты помог. На Страшном Суде Христос спросит не о том, сколько мы дней постились и сколько акафистов прочитали. А о делах милосердия: какую часть своей жизни мы тратим не на себя, а на других людей.

Господь положил наше спасение и счастье в других людях. А если ты только ограничиваешь себя в еде и молишься — кому от этого польза?

Логическое завершение Великого Поста — таинство Причастия. Следует ли причащаться тем, кто не соблюдал все требования Поста?

— Причаститься все стремятся скорее не на Пасху, а в Великий Четверг, когда вспоминается установление таинства Евхаристии на Тайной вечери. Условие же подхода к Чаше только одно — сердце сокрушенное и смиренное. Если человек искренне раскаивается в своих грехах, пусть он и не сумел соблюсти Пост, он может обратиться к Господу, принять его, как Господь принял блудницу, мытаря, разбойника.

Но нужно понимать, что есть и другие дни, когда прихожане могут причаститься. В первую неделю после Пасхального воскресенья все богослужения — пасхальные, такие же восторженные, праздничные. Строго говоря, Пасха празднуется сорок дней, это так называемое попразднство. Можно выбрать любой из этих дней. Тем более, что на саму Пасхальную службу приходит очень много людей, и священникам сложно успеть исповедовать перед Причастием каждого. Литургия служится каждый день, и любое Причастие — это все одни и те же Кровь и Плоть Спасителя.

— Наш традиционный пасхальный вопрос. Как, по Вашему личному мнению, стоит расценивать схождение благодатного огня?

— Мое личное мнение: схождение благодатного огня никак не отражается на деле моего спасения. К чудесам можно относиться по-разному. Господь в Евангелии говорит: «По вере вашей да будет вам». Я верю, что в этот день действительно сходит благодатный огонь. Я знаю людей, которые были на Пасху в Храме гроба Господня. Они рассказывали, что свечи их действительно сами возгорались в их руках.

Познание наше на 99 процентов основывается в итоге на вере. Мы хотим удостовериться в наличии чуда, но Господь говорит: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Поэтому я доверяю опыту тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу, которые даже в мыслях боялись согрешить, я верю свидетельству апостолов, которым Христос являлся после своего воскресения. И как говорит апостол Павел в послании к Коринфянам: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», а затем добавляет: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших».

Похожие статьи