Органный фестиваль «Penza Fest»-2017: итоги
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
С 17 февраля по 17 марта в нашем городе проходил II фестиваль органной музыки «Penza Fest». По сравнению с прошлогодним фестивалем, организаторам удалось значительно расширить географию участников. В течение месяца выступали органисты из Италии, Германии, Абхазии, Великобритании. Российские — в этом году в фестивале участия не принимали.



Каждый из музыкантов был по-своему уникален, у каждого — интересный репертуар и богатый опыт.

На открытии фестиваля пензенцы впервые услышали органный дуэт. С программой «Римские каникулы вдвоем» выступали органисты из Италии: профессор консерватории имени Керубини во Флоренции, кафедральный органист собора Святой Анны в Риме Джованни Клавора Браулин и профессор Римской Академии Санта-Чечилия, кафедральная органистка собора Святых Иоахима и Анны в Риме Сюзанна Яначкова.
28 февраля сольную программу представлял органист церкви св. Фомы в Лейпциге Штефан Кисслинг, который впервые побывал в нашем городе. А вот профессор класса органа и импровизации консерватории им. Дж.Россини в Пезаро, кафедральный органист собора Сан-Джустино Вальтер Дʼарканджело уже выступал в Пензе в январе 2016 года и повторил свой успех.

14 марта впервые в Пензе давал концерт прославленный органист Лука Гаделия — лауреат и призер международных конкурсов, органист легендарного Пицундского храма X века, возведенного в честь Апостола Андрея Первозванного. В «Пензаконцерте» он выступал совместно с оперной певицей Кристиной Эшбой.

Глава органного класса в Бирмингемской консерватории, органист Бирмингемского университета Британец Генри Фейс продолжил фестивальный марафон 15 марта. А на закрытии фестиваля выступил органист из Венгрии Дьюла Силади, который впервые приехал не только в наш город, но и Россию вообще именно с концертом, в юности он дважды бывал в Советском Союзе, но тогда его поездки носили личный характер.

Дьюла Силади — один из ведущих европейских исполнителей на органе. Музыкант родился в Будапеште, там же получил свое музыкальное образование: сначала в консерватории имени Белы Бартока, затем — в Высшей школе музыки университета имени Ференца Листа.

В дальнейшем Силади переехал в Нидерланды, где окончил Свелинг Консерваторию в Амстердаме. Его наставником был знаменитый профессор Жака ван Ортмассена. В Амстердаме Силади проводит почти десять лет своей жизни, став титулярным органистом кальвинистской протестанской церкви Парккерк. В 1999 году органист переезжает на Пиренейский полуостров, где с неизменным успехом проводит органные фестивали и в качестве эксперта исторических органов участвует в их восстановлении.
В 2014 году музыкант возвратился в Венгрию. Сейчас он преподаёт орган и историю органного искусства в университетах Ньиредьхазы и Дебренца. В 2015 году Дьюла Силади получил степень доктора музыки в Университете имени Ференца Листа.



Дьюла Силади признался, что для него большая честь выступать на закрытии фестиваля в Пензе и всегда интересно играть на новом для себя инструменте, потому что каждый орган — уникален.

Стало интересно, где находится самый любимый инструмент музыканта.

— Мой любимый орган находится в Амстердаме, в Валлонской церкви. Сама церковь была основана французскими поселенцами и датируется концом 15 века, а первый орган появился в ней в 1680 году. До сих пор в инструменте сохранились детали того времени. В в 1733 году орган перестраивал знаменитый мастер Кристиан Мюллер, уже в 20 веке инструмент несколько раз реставрирвался и на данный момент — он наиболее сохранившийся из органов Мюллера. Еще один мой любимый инструмент находится в Португалии, я жил в этой стране много лет. Он находится в Кафедральном соборе Фару — самого южного португальского города, построен в 17 веке и поражает своим величием и красотой.

— Какие из венгерских композиторов лучше всего звучат на органе?

— Ференц Лист в свое время задумывался об использовании этого инструмента, но, к сожалению, специально для органа не писал. Однако фортепианные произведения Листа транскрибированные для органа звучат великолепно. Только в 20 веке венгерские композиторы стали писать для органа, заполняя таким образом пробелы в этом направлении. Дело в том, что в Венгрии орган использовался всегда, однако самые известные наши композиторы, такие как Барток, например, никогда не писали органных произведений.

— Какими навыками прежде всего должен обладать органист? Есть ли между всеми органистами нечто общее?

— Во-первых, они должны быть хорошими музыкантами: образованными и технически подготовленными и должны уметь адаптироваться к разным инструментам. Иногда у органиста есть всего несколько минут, чтобы найти подход к новому инструменту: надо уметь быстро ориентироваться в клапанах, оценить расстояния между самым низким и самым высоким регистрами и тому подобное. То есть мы должны уметь концентрироваться и обладать гибким мышлением.

— Что, по-вашему, привлекает людей в органные залы в наше время?

— В первую очередь — красивая музыка, может и не столь популярная на данный момент, но если исполнитель хороший, обладает харизмой и умеет преподнести свое искусство, то получается очень внушительный эффект.

В программе выступления Силади были самые разные произведения: начиная от Баха и заканчивая венгерской музыкой 20 века. В финале же концерта прозвучало никогда еще не исполняемое в нашей стране произведение ван Ортмассена — бывшего наставника музыканта. В концерте также принимали участие солисты ансамбля старинной музыки « Трио-соната» (г. Саратов) Владимир Скляренко и Елена Ляльчук. Музыканты признались, что часто бывают в Европе с творческими визитами и знакомятся там с самыми разными музыкантами, которых потом приглашают в Россию. Причем не только в свой родной Саратов, но и в Пензу.

Организаторы Penza Fest в свою очередь сообщили, что в следующем году фестиваль непременно состоится снова, и уже идут переговоры с будущими участниками.

Похожие статьи