Олег Мосеев: «Бренд — это не рисунок-логотип, а целостная стратегия»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Как событие сделать туристическим маршрутом? Об этом шла речь на панельной дискуссии в рамках Межрегиональной выставки «Туризм, отдых и оздоровление — 2018». Модератором площадки выступил эксперт компании «Point. Точка развития», главный редактор «Журнала событий» Олег Мосеев.

1.jpg

Олег Мосеев — скорее практик туризма, чем теоретик. Он сам много путешествует, вот уже пять лет выпускает «Журнал событий», лично участвовал в брендировании нескольких российских территорий, в частности, Архангельской области, Суздаля. Олег уверен, что событийный туризм в России — один из самых перспективных, наряду с туризмом сельским и гастрономическим. А если в событии еще и совмещаются эти направления — то еще лучше.

— Зачастую под брендированием территории мы понимаем лишь картинку, визуализацию и все, а это в корне неверно, — сказал Олег Мосеев. — Регионы нанимают известных дизайнеров, те рисуют им логотип, на этом дело заканчивается. А туристической привлекательности как не было, так и нет. Мое убеждение — узнаваемость региона делает не картинка. Брендирование нужно проводить годами. Делать последовательный анализ и выстраивать целостную стратегию бренда на перспективу.

По мнению Мосеева, лучший событийный фестиваль на сегодняшний день в России — «Alfa Future People», который вот уже пять лет проводится под Нижним Новгородом. Почему он лучший? Да хотя бы потому, что он окупается и даже приносит организаторам прибыль. В дни его проведения все гостиницы — от недорогих мини-отелей до респектабельных — забиты, транспортный трафик возрастает в разы. На фестивале выступают 20 лучших ди-джеев мира, плюс — выставка новых технологий. Такого не увидишь больше нигде в мире. Даже уровень организации питания на поляне фестиваля ни с чем несравним. Везде — только безналичный расчет.


Олег Мосеев рассказал, что Пензу он посещает второй раз. Впервые он был здесь еще в детстве, с экскурсией в «Тарханы». И до сих пор наш регион ассоциируется у него только с именем Лермонтова и усадьбой его бабушки.

— Я уверен, разбуди ночью людей, и 9 из 10 скажут, что Пензенская область вызывает у него именно такие ассоциации, — отметил Мосеев. — «Тарханы» — уже сильный бренд, который нужно продолжать дорабатывать и пиарить. Возможно, мало ограничиваться одним летним фестивалем поэзии. И подумать над тем, чтобы нечто подобное проходило в «Таранах» каждый сезон. И осенью, и зимой, и весной.

Тем не менее, Пензе надо подумать еще над чем-то своим, уникальным. Конечно, про наш «JazzMay» спикеру тоже известно. Только, по его мнению, джаз — не исконно пензенское начало. Джазовых фестивалей в стране много, и привлечь максимум туристов в отдельно взятую Пензу очень сложно. Подобные фестивали проходят и в других городах страны. И состязаться с другими в этом джазовом параде можно только на энтузиазме. Уж не говоря об окупаемости и зарабатывании денег.

При этом Олег Мосеев уверен, что даже новорожденное событие можно сделать привлекательным для туристов. Пример. В Костромской области расположены самые большие в России плантации клюквы. И в прошлом году там придумали фестиваль «Клюквенный сок». Хорошее слово «сок», емкое. Под него можно много идей подвести.

Костромчане «зацепились» за клюкву. Намерены фестиваль раскручивать и проводить его ежегодно. Перспективы видны хотя бы потому, что подобных событий в нашей стране нет.

Еще пример. Есть маленький город Елабуга, где возродили Спасскую ярмарку. Население города — 60 тыс. человек. Фестивальный уикенд собирает 130 тыс. гостей. Что дает Елабуге возможность зарабатывать на событии. И это, по мнению Мосеева, нереально круто.

К сожалению, успешных примеров коммерчески успешных фестивалей в России мало. Неудачных проектов гораздо больше.

— В Архангельске ежегодно проводится фестиваль уличных театров, — продолжил Олег. — Гостиницы города в дни события забиты. Но организаторы лукавят. Все, кто живет в гостиницах, — это труппы уличных театров, участники фестиваля. Туристы в регион на это событие не рвутся. Зрители — те же театралы и немногочисленная местная публика. Так что не надо себя обманывать.

По мнению Олега Мосеева, один из критериев правильного брендирования — абсолютное соответствие местности. Не надо придумывать пряничные фестивали, поскольку этим уже живет Тульская область. Не надо браться за огурцы, которые уже «забиты» Луховицами. И так далее.

— Или вот еще, как-то читаю слоган очередного события: «У нас уникальная охота и рыбалка», — добавил спикер. — Какая может быть тут уникальность? У нас в России везде можно рыбачить и охотиться. Мест полно. Кажется уже, что слово «уникальность» истерлось до «банальности». Если вы хотите сделать брендовое событие, помните, оно должно быть действительно единственным в России. И желательно — чтобы своими корнями уходило в местную историю. Человек точно должен знать, что в Тулу он едет за пряниками, а в Пензу — тоже за чем-то конкретным. Думайте! И успехов!

Фото автора


Похожие статьи