Кирилл Застрожный: «Каких бы ты высот ни достиг сегодня, завтра – этого будет мало»
Мария Сайганова
Мария Сайганова

В этом году Пензенской картинной галерее исполнилось 130 лет. Вот уже почти восемь лет ее директором является Кирилл Застрожный. Какие изменения произошли за это время, чем сейчас живет галерея и ради чего сюда стоит прийти — узнали, побеседовав с Кириллом Владимировичем. В конце интервью мы приготовили для наших читателей конкурс. 

— Кирилл Владимирович, 13 апреля 2023 года будет восемь лет, как вы стали директором Пензенской картинной галереи. Расскажите, как это произошло? 

— Мое назначение в картинную галерею было для меня полной неожиданностью. На тот  момент я уже 15 лет работал заместителем министра культуры.  На моем пути сменилось пять министров, я работал бессменно заместителем. Как говорил Василий Кузьмич (Бочкарев  — бывший губернатор Пензенской области  — прим. ред.), тебя я министром назначать не буду, потому что, а кто будет тогда работать. Меня это устраивало. Потому что мало, кто с Василием Бочкаревым мог работать так долго, зная его непростой характер и сверхвысокую требовательность. В 2015 году я думал, что доработаю с Василием Кузьмичом, а дальше... У меня были разные планы на мой дальнейший путь. Я и подумать не мог, что стану директором Пензенской картинной галереи. По первому образованию я преподаватель истории и обществоведения, по второму — режиссер массовых представлений и концертных программ. И к музеям относился, честно говоря, так… Думал, что скучноватая отрасль. Экскурсии водят. Филармонии, массовые  праздники, представления, это мне было ближе.  

Мы искали директора Пензенской картинной галереи. Скончался Валерий Петрович Сазонов. Рассматривали разные варианты, но себя я в числе возможных кандидатов не рассматривал. Нужно понимать, что здесь за 40 с лишним лет сложился коллектив, именно коллектив Валерия Петровича. 

Мне предложил возглавить галерею Василий Бочкарев. Я хотел было отказаться, но он сказал такую фразу: «Коллектив против тебя бастует и не хочет видеть тебя директором».  Меня это сильно задело, и сказал: «Я согласен». 

— Сохранили ли вы коллектив, который собрал руководитель до вас Валерий Сазонов?

— Здесь произошел достаточно органичный процесс частичной смены поколений. Ольга Александровна Иванчикова — замечательный искусствовед. Сейчас она преподает  в художественном училище. Ушли некоторые из работников, которые не смогли со мной сработаться. 

У меня несколько иной стиль был, чем у Валерия Петровича. Команда здесь цементировалась в течение 43 лет. Многие работали десятилетия с Валерием Петровичем, и они просто не могли представить себе другого человека на его месте. 

Расцвет команды Валерия Петровича – конец 20-го – начало 21 века. Проходили выставки всесоюзные, всероссийские. У него в Москве были хорошие связи, он все организовывал. В 2000-е годы жизнь стала бросать другие вызовы. На первый план вышел пиар, медиапродвижение. Нужно было «лезть» в интернет. Чтобы о вас знали. А у нас на тот момент и сайта не было. Стали привлекать молодых людей, по-другому смотрящих на мир.  

— Какие вы цели ставили тогда перед собой и достигли ли вы их сегодня? В каком состоянии была галерея, и какие новшества вы привнесли?

— Задача была основная, как у врачей, не навредить. Тогда я не знал внутренней специфики музейной работы. Я понимал, что здесь коллектив высоких профессионалов, с другой стороны Валерий Петрович не мог в полной мере исполнять в последний год работы свои обязанности из-за болезни. Тут был диссонанс. Высокий научный и экспозиционный уровень, замечательные экскурсоводы, галеристы. В этом отношении было все очень хорошо. Но галерея стала отставать в административно-хозяйственном плане. Не было даже приемной, не регистрировались входящие и исходящие документы. Заместитель и директор работали в одном кабинете. Тут был живописный творческий беспорядок. Царила атмосфера художественной мастерской, а не кабинета чиновника. 

Я понял, что надо всячески продвигать картинную галерею, чтобы о ней узнавало все больше и больше людей, чтобы здесь становилось интересно.

— Лично для вас, где интереснее работать — директором галереи или в министерстве культуры?

— Проработав 15 лет в качестве замминистра, я требовал, чтобы хорошо работали все музеи Пензенской области. А тут мне дали  возможность проявить себя и показать, как это сделать. Задачи-то в качестве замминистра ставить мог, а теперь попробуй исполнить их. Это на моем внутреннем самолюбии играло.

Вначале было непросто, особенно первые месяцы. Был огромный ком нерешенных хозяйственных проблем. У сотрудников была небольшая зарплата. Мало людей посещало галерею. Меня это устроить не могло.

Пролетел первый год, и я стал постепенно влюбляться в картинную галерею, и сейчас я мало вспоминаю свои годы работы в министерстве. Да, были яркие запоминающиеся встречи с известными, интереснейшими людьми. Например, Иосифом Кобзоном.   

Сейчас я ловлю себя на мысли, что я живу полностью проблемами Пензенской картинной галереи, ее радостями, печалями, удачами, неудачами. Те результаты, которые удается достигать, доставляют мне настоящую радость. 

— Какую выставку за эти годы вы считаете главной? Почему?

—  Вопрос сродни тому, кого из детей ты больше любишь, и ответить на него невозможно. Назовешь одного и обидишь другого. (В этот момент из коридора раздается крик ребенка – прим. ред.).  

«Хорошо, когда такой шум. Люблю такие звуки. Это значит, что галерея живет, есть жизнь», — говорит Кирилл Застрожный.    

Выставок знаменательных было достаточно много. Например, выставка Татьяны Стрежбецкой, нашей землячки. Сейчас она ведущий художник Санкт-Петербурга. Родом из Никольска. Приезжала к нам с мужем Александром Васильевым режиссером и актером Ленфильма. Сейчас, к сожалению, его нет с нами. 

Приезжал Виктор Карцев  — крупный московский коллекционер. Открывали с ним выставку «Малый Эрмитаж» в Пензе. Виктор передал нам цифровые копии картин из Эрмитажа — 60 великих работ. Это полотна Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рубенса и не только. Интересная выставка была подготовлена к 130-летию галереи. Всего же в этом году у нас состоялось 150 выставок. 

Также хочется отметить экспозицию, посвященную Петру I, в Губернаторском доме. Там выставлено около 100 картин из нашего фонда. У этой выставки огромный исторический просветительский характер. 

— На чем делает акцент в работе картинная галерея? Только ли это выставочный музей сегодня, или сотрудники галереи пытаются разнообразить деятельность?

— Галерея должна быть разнообразной, мультимедийной. У нас, кроме выставок, мастер-классов, связанных с постоянной экспозицией, есть разные проекты. Например, «Школа радости». Детишки по выходным дням с родителями приходят к нам, и в интерьерах галереи рисуют, лепят. Это еще началось при Валерии Петровиче Сазонове, сейчас я развиваю это направление. Свыше 300 ребят участвуют в этом. Приобщаем детей к искусству, способствуем развитию их творческих способностей, которые есть в каждом из них. 

Также на постоянной основе у нас проходят концерты в Зеленом зале, вечера романса , театральные постановки , отчетные концерты студентов музыкального колледжа , спектакли. Два года как у нас открылся центр современного искусства Дом Бадигина, и он стал довольно популярным местом у молодежи. Здесь кипит жизнь, проходят разнообразные выставки, экспериментальные молодежные спектакли, перфомансы.  

Я стараюсь туда минимально вмешиваться. 80% моего времени занимает решение административных вопросов, однако я сам провожу по галерее ночные экскурсии с фонариком. Это мой проект.

В девять вечера в галерее гаснет свет, и я вожу посетителей по залам, освещая ярким лучом те картины, которые совершенно по-другому смотрятся вечером, чем при дневном свете. Этот формат пользуется большой популярностью.  

— Кто сегодня приходит в галерею? Какой он, портрет посетителя?

— Очень рад, что этот портрет стал более разнообразным. Раньше постоянными посетителями были, за что им низкий поклон, ценители художественного искусства. Их — около тысячи человек. Они приходят на все выставки. Они и без интернета знают, что и когда открывается. 

На сегодняшний день количество посещений Пензенской картинной галереи составляет около 350 тысяч. Это много. Эти  посетители, конечно, другие. Я бы даже сказал, что сейчас к нам приходят в таком составе — мама, папа, один или два ребенка. То, что приходят семьями, это самое главное достижение. 

Также очень много молодежи, по сравнению с предыдущими годами, которые приходят на наши выставки.       

— Как перестраивалась работа галереи во время пандемии?

— Когда это началось, мы находились в удрученном  состоянии. Приходишь в галерею, а здесь тишина. Тогда мы собрали совет и решили полностью обновить нашу экспозицию на втором этаже. Как говорится, было б счастье, да несчастье помогло. Ведь в обычное время это так просто не сделать, надо закрывать галерею. 

 Теперь там выставлена экспозиция русских икон 17-19 веков, которой не было почему-то у нас, хотя наши замечательные иконы были в хранилище.   Также мы обновили экспозицию Зеленого зала и русского и зарубежного искусства.

Достали из запасников отреставрированные картины, которые давно лежали  и были достойны зрителя. Получилось, что мы сумели выгодно воспользоваться этой вынужденной паузой.

— Дало ли это время толчок для развития онлайн-выставок?   

— Конечно. Заявились на портал КУЛЬТУРА.РФ. Чтобы онлайн-выставку заметили в Москве, необходимо подготовить интересный проект. Мы стали  снимать фильмы, в соцсетях публиковать экскурсии, интервью.  Это нас здорово подхлестнуло. Если же опять говорить о цифровом выражении, то в 2015 году галерея зарабатывала 1 млн 900 тысяч рублей. Было порядка 90 тысяч посещений. Сейчас мы зарабатываем 7,5 млн рублей  Эта цифра — от входных билетов, от проведения мастер-классов, квестов, лекций, бесед. Как уже говорил ранее, около 200 тысяч посещений офлайн, и 150 тысяч — онлайн.

 Вот такой путь мы проделали почти за восемь лет работы. Однако я отношу себя к людям, которые считают, что каких бы ты высот ни достиг сегодня, завтра — этого будет мало. Нужно постоянно повышать планку. 

— Ради чего стоит сюда прийти? Например, человеку, который ни разу не бывал в Пензенской картинной галерее? 

— Если человек внутренне заинтересован и ему интересна живопись, архитектура, культура, у него есть такая внутренняя потребность, то Пензенская картинная галерея уникальна в следующем. Это первая старейшая галерея в России. Открыта в 1892 году одновременно с Третьяковской галереей. Мы даже раньше. У нас находится богатейшая коллекция — 15 тысяч художественных экспонатов и еще 15 тысяч  экспонатов располагаются в нашем филиале — Никольском музее стекла и хрусталя. Картинная галерея представляет собой холдинг. Сама галерея, Дом губернатора, Дом Бадигина, Музей одной картины и Никольский музей стекла и хрусталя. 

Картины на любой вкус  — фламандцы, голландцы, итальянцы, немцы, французы, русское искусство, модерн, аванград.  

Само же здание галереи уникальное и внешне, и внутренне. На первом этаже постоянно проходят выставки современных пензенских художников. А наши экскурсоводы проводят такие экскурсии, что вам обязательно захочется прийти еще. 

— Как сейчас обстоят дела с реставрацией полотен?  

— Почему-то в Пензенской картинной галерее не было штатного реставратора. Выставляется из фонда около тысячи картин. Остальное  находится в хранилище. Есть замечательные  полотна, которые не имеют экспозиционного вида. Они старые, осыпались, потрескались. Их надо выставлять. Они важны, это выдающиеся произведения искусства, но этого нельзя делать, потому что они не соответствуют экспозиционным требованиям. 

Лет семь назад отправляли такие полотна в Москву, договаривались с академией Ильи Глазунова. Сейчас у нас оборудована мастерская на втором этаже. Ольга Карасева — наш реставратор первой категории вернулась из столицы и сейчас порядка 20-25 работ она возвращает к жизни вместе со студентами художественного училища. Конечно, нужно стремиться к большему. Надо заниматься реставрацией скульптур и мебели.   

— С какими проблемами вы сталкиваетесь как руководитель? Какие насущные вопросы сейчас стоят перед вами?

—  Есть много объективных проблем, от которых никуда не деться. Здание  старинное, и многое нуждается в замене, обновлении. В следующем году на это выделены средства, вопросы по хозяйственной части решим. 

— Какие проекты намечены на следующий год?

— В 2023 году Музею одной картины исполнится 40 лет. Губернатор выделил серьезные средства на его модернизацию. Уже месяц он по этой причине закрыт для посетителей.  Музей одной картины ждет полное переоснащение. 

Это будет совершенно другой Музей одной картины. Без преувеличения, это будет его второе рождение. 

Мы решили отойти от практики демонстрации портретов, исторических  полотен, живописных пейзажей. На открытии впервые будет выставлен анималистический натюрморт из Пушкинского музея «Ворона в павлиньих перьях» Паувела де Воса.  

Здесь изображен птичий двор, ворона, в  соответствии с басней Жана де Лафонтена, нацепила себе на хвост павлиньи перья и постаралась таким образом влиться к павлинам. Однако те ее исщипали, и перья ей выдрали. Она возвратилась к воронам, но те ее тоже изгнали. Гениальное произведение с простой сутью: «Коль не хочешь быть смешон, держись сословия, в котором ты рожден». Сейчас снимаем фильм об этой картине. 

Еще одним важным событием для нас в следующем году станет «Горюшкин Fest», приуроченный к 150-летию пензенского живописца Ивана Горюшкина-Сорокопудова. Постараемся сделать его всероссийским. Будем искать его работы в разных фондах музеев. Их достаточно много. В планах — интересная обменная выставка с Брестским музеем. Они уже подтвердили свое согласие. Свою экспозицию они привезут к нам, а мы отправим наши картины в Беларусь. Аналогичные намерения есть с Белгородом и Донецком. Много заявок на наши полотна из Третьяковки, Эрмитажа, Пушкинского музея. Мы являемся их полноценными партнерами, а не младшими братьями. 

 — Чтобы вы спросили у наших читателей о Пензенской картинной галерее?

— К вашим читателям у меня два вопроса. 1) Где в Пензе располагалась картинная галерея с 1892 по 1898 годы, и почему? 2) В каком году галерея стала носить имя Константина Аполлоновича Савицкого, и чье имя она носила до 1917 года?

Первые два человека, ответившие правильно на вопросы Кирилла Владимировича Застрожного, получат пригласительные билеты (каждый на два лица) в Пензенскую картинную галерею. Комментарии будут учитываться под постом с данным материалом в социальной сети «Вконтакте».

Похожие статьи