Неизвестная губерния: Немилость Екатерины II способствовала появлению усадьбы князя Куракина


В 1700 году Петр I пожаловал своему свояку Борису Ивановичу Куракину до 17 тысяч десятин «дикопорозжей земли» по рекам Хопер и Сердоба, с центром в селе Борисоглебское, переименованным впоследствии в Куракино.

Усадьба по проекту Джакомо Кваренги
Долгое время Куракины не интересовались своими землями, находившимися в самой глубинке России. Историки не исключают, что князь Борис Иванович за всю свою жизнь так и не побывал в этих местах, которые именно ему были отписаны первым русским императором.
Речь о возникновении усадьбы пошла немного позже, в то время, когда она перешла во владение Александра Борисовича Куракина.
Конечно, его стремление покинуть столицу России и переехать в далекую провинцию нельзя считать добровольным. Князь Александр Борисович попал в немилость Екатерины II за близкую дружбу с будущим наследником престола Павлом, из-за чего и выслан был из Петербурга.
В связи с этим печальным событием и усадьбу он переименовывает в Надеждино, название которого непосредственно отражает внутреннее состояние души — надежду на возращение в Петербург.
Молодой и красивый Александр Борисович, с раннего детства привыкший к царским палатам и петербургским дворцам, в 90-х годах 18 века возводит величественный дворец по типу им виденных в юности. К работе были привлечены крепостные мастера, крестьяне из различных деревень имения.
В это время у князя в дневнике появляются вот такие строки: «Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили».
Так в 1792 году начинается строительство дворца. Автором проекта исследователи считают итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Однако брату в Петербург Куракин писал, что внутреннее расположение начертил он сам, и все три фасада сделаны по его мыслям.
Ансамбль выглядел так: дом, окруженный каменной оградой, и два полуциркульных фланкирующих флигеля. В самой глубине двора возвышался трехэтажный величавый дворец. Огромнейший каменный дом с торжественным портиком включал в себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета алебастровыми массами, и домовую церковь.

За рекой Сердобой простирались луга, за которыми виднелся лес. У подножия откоса на берегу была устроена пристань с павильоном, к которому подходил так называемый серпантин — спуск от дворца до реки.
В имении Надеждино князь Александр Борисович создал целый двор. С северной стороны дворца раскинулся обширный парк в английском стиле, площадью более 100 гектар, работы по разбивке которого шли одновременно со строительством архитектурного ансамбля.
В структуре парка сочетались две системы планировки – регулярная и свободная. Включая главную аллею, в общую композицию входили еще семь подсобных. Каждая аллея дорожка имела определенное затейливое название, пробуждающее сентиментальное настроение или напоминающее о приятных моментах из прошлого. Так здесь можно было прогуляться по тропинкам —« Веселые мысли», «Аленина», «Милой тени», «Гатчинская», «Брата Алексея», «Отважная».
На дорожках были площадки, в основном круглые, с павильонами и скульптурами. Одна из тех лучевых аллей называлась аллеей Антуанетты, так как она подводила к круглой площадке с домиком, посвященным Марии Антуанетте.
Романтическая композиция парка создавалась при сочетании пейзажных и регулярных приемов организации его зоны. Влияние французского садово-паркового искусства чувствуется и в регулярной системе лучевых аллей, которая использовалась в 18 веке в Царском Селе при создании Екатерининского паркового ансамбля.
Кроме живописи, художественное богатство усадьбы Надеждино составляла дорогая мебель, изделия из французского фарфора, богемского стекла, мраморные скульптуры и другие произведения искусства. Здесь хранился огромный архив князей Куракиных.
Трагичная судьба усадьбы
Целых 14 лет князь Куракин прожил в поместье Надеждино, пока новый император Павел I в 1796 не призвал его на государственную службу. Однако Александр Борисович, не на долго задержавшись в Петербурге, возвращается обратно в Куракино. В имении он еще два года прожил, пока его снова не позвали в столицу.
С тех далеких времен князя Куракина в этой глубинке больше не видели. Без хозяина усадьба постепенно стала приходить в упадок. В имении резко был сокращен штат прислуги, стали закрываться финансируемые князем школы.

Некоторое оживление наблюдалось в поместье, когда внуки «бриллиантового» князя отремонтировали часть построек и привели в порядок парк. Однако прежнего величия дворца потомкам возродить не удалось.
Так, со временем большая часть внутреннего убранства была вывезена в другие имения Куракиных. Множество уникальных вещей было подарено Саратовскому краеведческому музею. Картины, дорогая мебель, изделия из французского фарфора, богемские стекла, мраморные скульптуры растворились в столичных дворцах.
В 1905 году поместье охватил пожар, из-за которого безвозвратно исчезло много бесценных реликвий. Через шесть лет князья Куракины решили окончательно расстаться с этой усадьбой, продав ее купцам Асеевым.
С приходом к власти большевиков когда-то величественную усадьбу постигла совсем трагичная судьба. Остатки былой роскоши были разобраны новоиспеченной знатью. Завершили разграбление местные крестьяне, которые скорее всего и подожгли само здание в 1921 году. Таким образом, от некогда роскошного дворца остался лишь кирпичный остов.
Когда ждать перемен?
К большому сожалению, с тех не самых лучших времен мало чего изменилось. Усадьба как находилась в запустении, так и пребывает по сей день. Печально, что от величественного архитектурного ансамбля остались руины. Однако имение князя Куракина еще в июне 2014 года было продано на аукционе.
— Надеждино — это объект культурного наследия федерального значения, который в настоящий момент находится в частной собственности. С момента покупки объекта в данном имении были проведены противоаварийные работы. В настоящее время подготавливается научно-проектная документация. Работы по реконструкции и реставрации зданий и сооружений не могут вестись до тех пор, пока не будет произведена государственная историко-культурная экспертиза. Надеемся, что в ближайшее время мы уже сможем увидеть первые шаги восстановления усадьбы князя Куракина, ведь сама реставрация продлится на протяжении пяти лет, — рассказала заместитель председателя Комитета Пензенской области по охране памятников истории и культуры Светлана Оникиенко.
Отрадно, что у княжеского имения появился собственник, который обещает взять на себя обязательство восстановить этот исторически важный для нас объект. Однако за 5-7 лет «много воды утечет», в то время, как архитектурные постройки разрушаются все сильнее. Да и за этот период собственник, глядя на обветшалые руины, может передумать заниматься этим благим делом. К сожалению, и такие примеры встречались.
Фото Натальи Рыбаковой