Неизвестная губерния: «Хрустальный» завод по велению Екатерины II
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"
Елена Качурина

З августа 1764 года императрица Екатерина II подписала Указ о разрешении строительства стеклянной фабрики Алексею Ивановичу Бахметеву «в собственных его дачах, находившихся в семистах верстах от Москвы». С этого дня начался отсчет времени создания стекольной отрасли в селе Николо-Пестровка.

Музей стекла и хрусталя

Исторические вехи завода


Все продумал Алексей Иванович Бахметев, когда решил создать аналог стекольного Санкт-Петербургского завода. Ведь село Николо-Пестровка (ныне город Никольск) была окружена со всех сторон сосновым лесом, что немаловажно для стекольного производства 17 века. Ведь лес – это топливо, а для сплава стекла нужно иметь температуру около 1000 градусов.

Бахметев с большой осторожностью по бездорожью привозит из Европы французское и богемское стекло. Впервые в жизни простому мужику было позволено протянуть руки и потрогать предметы барской роскоши. Так народ стал узнавать, что основной составляющей стекла являются мел, песок, сода и мышьяк. Добавив сюда немного окиси свинца, состав приобретет тяжесть, переливный оттенок и звонкость, а накалившись до 14000 градусов превратится в хрусталь.

На бахметевском заводе выпускали сотни образцов прекрасной посуды, красивых светильников, различных парфюмерных принадлежностей и предметов церковного убранства и утвари. Никольские мастера не только копировали образцы венецианских умельцев, но и создавали свои – новые и непревзойденные.

Некоторые из них и по сей день хранятся в самых элитарных музейных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, а также Америки и Европы. Самые изысканные изделия, выпущенные на никольском заводе, есть даже в Лувре. Например, один из восьми известных до похищения 1996 года стаканов мастера-стеклодува Александра Вершинина, изготовленный в самом начале 19 века.

Расцвет никольского завода пришелся на 19 век, когда его владельцем был Н.А. Бахметев. В это время продукцию наших умельцев поставляли даже для императора Александра I. Мастера завода проходили обучение на Императорском Стеклянном заводе в Санкт-Петербурге.

Но не только хорошими событиями ознаменовался этот век, постигли и определенные трудности судьбу завода. Это начало Отечественной войны (1812 год), во время которой была сожжена усадьба Бахметьева, и временное прекращение стекольного производства. Никольские мастера еще долго не могли забыть эти тяжелые времена и отражали эту популярную тему на своей продукции.

Частная мануфактура Бахметева славилась профессионалами своего дела, такими как А. Вершинин, К. Селиверстов, И. Головачев, П. Ерохов, П. Прохоров, Н. Протасов, И. Вертузаев, П. Куликов, В. Рогов. В 1779 году А.И. Бахметев создал специальную кладовую при фабрике, в которую стали откладывать лучшие образцы бахметевской посуды для нового поколения. Таким образом, возник Музей стекла и хрусталя.

До 1884 года заводом владели три поколения из рода Бахметевых. Последним хозяином имения в Николо-Пестровке, а также стекольного завода и музейной коллекции был князь Александр Дмитриевич Оболенский, племянник бездетной четы Бахметевых. Он вывел фабрику на новый уровень – производство стекла и хрусталя заметно возросло. Лучшие изделия были отмечены Большой золотой медалью на международной выставке в Париже. Князь Оболенский запомнился своей незаурядной личностью, потому что одновременно он мог быть и помещиком, и заводчиком, и государственным деятелем. Младший брат Александра Дмитриевича тоже преуспел – он основал Березический стекольный завод.

Сын младшего Оболенского Петр тоже вошел в историю нашего государства, как один из первых в России создателей оркестров народных инструментов, для которого лично приобрел комплект балалаек и домр. Петр Оболенский был вице-председателем Русского музыкального общества, в последствии отделение, которого он образовал в Пензе.

Созданный Оболенским оркестр состоял из рабочих стекольного завода и не был профессиональным. Однако он гастролировал по России, особой популярностью он пользовался в Поволжье. Никольские стеклодувы отличались своими вокальными данными, поэтом нередко можно было их увидеть на клиросе своих храмов.

К 1913 году число заводских служащих составляет 1300 человек, здесь работают три стекловарных печи, гранильное, притирочное, рисовальное, гончарное, упаковочно-отправное отделения, механические и ремонтные мастерские. В это время на средства Оболенских содержались училище, больница, библиотека, театр, оркестры народных инструментов и духовой.

В 1918 году завод переходит к потомственному стекольщику Н.И. Протасову. Еще через два года завод меняет свое название на более современное – «Красный гигант». Заводское производство в это время выпускает ламповое стекло, различную посуду.

С началом Великой Отечественной войны на никольском заводе происходят перемены. Так, в 1941 году сюда эвакуированы Изюмский и Ленинградский заводы оптического стекла. Эвакуированные предприятия первоначально на «Красном гиганте» не прижились, так как имеющиеся печи не подходили для варки оптического стекла. Однако опытные специалисты нашли решение этой проблеме.

И уже к весне 1942 года завод на нужды военной промышленности поставлял панорамы, стекла для биноклей, призмы прицелов для танков, пулеметов, снайперских винтовок.

В послевоенное время завод осваивает новые технологии – производит изделия из стекла для аэродрома, морского флота, железнодорожного транспорта и метро. «Красный гигант» на протяжении всего 20 века оставался одним из лучших производителей стекла и хрусталя.

Музей стекла и хрусталя


Как уже было сказано ранее, зачатки музея появились еще в 1779 году. Кладезь этих стеклянных и хрустальных экспонатов может поистине являться жемчужиной Пензенской области. Таким музеем мог бы гордиться любой регион. На протяжении длительного времени он радует, восхищает и удивляет своих посетителей. С необыкновенным талантом никольских умельцев мало кто может сравниться.

Ранее музей располагался прямо в заводской конторе, где было всего два небольших зала. Теперь же – это современное двухэтажное здание, построенное специально для туристических целей.

До сентября 2005 года музей являлся неотъемлемой часть завода «Красный гигант», одного из старейших стекольных предприятий отечественной промышленности под названием «Никольско-Бахметевский».

С первого сентября 2005 года никольский музей стекла и хрусталя стал филиалом Пензенской областной картинной галереи имени К.А. Савицкого. Его уникальность заключается в бесконечном разнообразии, изяществе, и историчности, представленных зрителю экспонатов, в «портретности» разных отрезков времени.

Источник фото: http://www.votpusk.ru


Похожие статьи