«Мужская роль» для пензенских зрителей
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
С 19 по 22 декабря в Пензе вот уже в девятый раз проходил кинофестиваль имени И. Мозжухина «Мужская роль». Пензенских зрителей ожидала встреча с самыми лучшими отечественными кинолентами уходящего года, причем в фильмах непременно присутствовали яркие, выразительные мужские характеры, что традиционно для данного фестиваля.



В основном кинопоказе были представлены картины, некоторые из которых уже были отмечены наградами российских и международных фестивалей: «Хороший мальчик» (реж. Оксана Карас, главный приз «Кинотавра» 2016), «Побег из Москвабада» (реж. Дарья Полторацкая), «Джокер» (реж. Александр Каурых), «Коллектор» (реж. Алексей Красовский, приз «Кинотавра» 2016 Константину Хабенскому за лучшую мужскую роль), «Тряпичный союз» (реж. Михаил Местецкий, четыре награды за лучшие мужские роли «Кинотавра» 2015, Хрустальный медведь — лучший художественный фильм конкурса для юношества Поколение 14+ , Берлинский кинофестиваль, 2016) и «Находка» (реж. Виктор Демент, приз за операторскую работу «Кинотавр» 2015).

Организаторам же фестиваля в Пензе предстояло вручить свои два приза: «Король экрана» — за лучшую мужскую роль и «Надежда» — лучшему молодому актеру. Кроме того, на «мужском» фестивале было организовано женское жюри, в состав которого вошли известные представительницы прекрасного пола нашего города, им предстояло отметить еще одним, зрительским призом лучший фильм кинофестиваля.

Помимо игрового кино на фестивале демонстрировалась программа короткометражных фильмов, а также документальные ленты, тематика которых связана с жизнью и творчеством известных деятелей отечественного кино и театра (в частности, фильмы о Марлене Хуциеве, Василии Шукшине, Марке Розовском и Сергее Дрейдене).

Первый день фестиваля был волнительным и праздничным: перед официальным открытием в фойе киноконцертного зала «Пенза» выступали музыканты Губернаторской симфонической капеллы, солисты исполняли песни из популярных советских кинофильмов, многие собравшиеся зрители им подпевали. Чувствовалось, что фестиваль очень ждали, люди очень эмоционально общались друг с другом, что-то вспоминали, радовались встречам, обсуждали предстоящую программу.

Когда организатор фестиваля киновед и режиссер Светлана Старостина говорила со сцены, в частности, о том, что «Мужская роль» продолжает существовать во многом благодаря зрителям, понимаешь, что это не просто красивые слова. Запрос на это событие, безусловно, существует. И не стоит считать, что залы фестиваля заполняются исключительно по причине бесплатного входа, хотя это, безусловно, несомненный плюс, особенно для старшего поколения, да и для молодежи тоже. Нам каждый день бесплатно с экранов ТВ показывают столько мусора, что должна же существовать такая же возможность увидеть хорошие фильмы на русском языке хотя бы для частичного восстановления баланса.

Хотя, конечно, для проведения подобного масштабного события необходима не только зрительская любовь. С сожалением отмечалось, что в Год Российского Кино Министерство Культуры РФ никаким образом не поддержало наш уникальный фестиваль. В том, что все-таки очередная «Мужская роль» состоялась, заслуга, в первую очередь самой Старостиной — настоящего профессионала и энтузиаста, человека, умеющего находить отличные фильмы и формировать разноплановую программу, находить общий язык с режиссерами и актерами и не сдаваться при любых обстоятельствах. Замечательно, что Правительство Пензенской области нашло ресурсы для поддержки фестиваля и в этом году.

Несколько «просела» в этом году по разным причинам, собственно, тема главного для Пензы актера, именем которого назван фестиваль — блистательного Ивана Мозжухина. Ни на одной площадке в этом году невозможно было посмотреть немое кино. Но даже небольшие фрагменты из кинолент с его участием, показанные на церемонии открытия, создавали удивительную атмосферу причастности пензенского зрителя к более чем вековой истории кино. В этой истории хочется остаться подольше, узнать что-то новое, совершать открытия.

Кстати, человек, приковавший к себе набольшее внимание на фестивале — юный актер Семен Трескунов, сыгравший главную роль в фильме «Хороший мальчик», на церемонии открытия признался со сцены, что ранее не был знаком с именем Ивана Мозжухина и поблагодарил организаторов за то, что теперь этот пробел ликвидирован.

Семен прибыл в наш город, чтобы получить приз «Надежда», он побывал в Кондоле и познакомился с историей фестиваля, но на торжественном вечере обезоруживающе прямо отметил, что приехав, сегодня же Пензу и покинет — «наверное, так и должно быть». Представляя фильм «Хороший мальчик», Семен отметил, что считает роль в нем большим творческим достижением для себя, поблагодарил всех, кто был причастен к съемкам данного фильма, а также наш город за теплый прием.

Надо сказать, что фильм «Хороший мальчик» пензенскому зрителю пришелся по душе, по окончании фестивальная публика наградила его аплодисментами. И да, несмотря на то, что партнерами по фильму у Семена выступили такие актеры, как Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Татьяна Догилева и другие, именно герой Трескунова, его актерская игра в наибольшей степени привлекают внимание, вызывают отклик.

Подросток Коля Смирнов честно пытается расставить все по местам, как его, собственно, учили взрослые, однако подавляющее большинство этих самых взрослых пытаются либо усидеть на двух стульях, либо закрывают на многое глаза, если так удобнее. И они при этом все равно неплохие люди, во вселенной Смирнова происходит нестыковка.

Фильм легкий, забавный, динамичный, но, на мой взгляд, чуть перегруженный попытками стать «моднее» и каким-то не совсем правдивым представлением о современной школе (хотя эпизод с репетицией польки достоин всяческих похвал — настоящая правда жизни). Самое интересное, что после киносеанса в очереди в гардероб я услышала несколько совершенно разных мнений зрителей, что же именно делает фильм «неправдоподобным». Одна из зрительниц считала, что «не мог директор школы играть в казино», другая — «директором школы не мог стать не учитель», третья — «девушка в таком белье не может жить на зарплату учительницы».

Но больше всего мне понравилось то, что люди пожилого возраста, выходившие с киносеанса, не бурчали по поводу современных подростков, а совсем наоборот. Слышала и высказывания о том, что «какая у нас все-таки хорошая молодежь», и «Господи, какими придурками мы им кажемся», и задумчивое: «да, а я и не знаю, чем живет мой внук». Так что выбор фильма для открытия кинофестиваля был очень удачным. О том, что происходило на закрытии — в следующем материале.

Похожие статьи