Московскому балету пензенцы устроили овацию
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

В последний день зимы, 29 февраля, в драматическом театре состоялось грандиозное событие: наш город с постановкой «Лебединое озеро» посетил «Классический Русский Балет» под руководством Хасана Усманова. История любви молодого принца Зигфрида и прекрасной королевы лебедей Одетты была с восторгом воспринята пензенскими зрителями, которые устроили танцорам овацию.

Балет

«Лебединое озеро» — балет в четырех картинах Петра Ильича Чайковского. В основу сюжета положены фольклорные мотивы — немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна Ротбарта. Оригинальный сюжет очень близок к балетному либретто. Принц Зигфрид празднует свое совершеннолетие в парке при дворце. На роскошном балу он веселится среди друзей, однако, внимание его привлекает стая пролетавших над парком лебедей. Птицы манят Зигфрида за собой. В лесной чаще, на берегу озера, среди девушек-лебедей принц находит их прекрасную королеву — Одетту.

Зигфрид не в силах устоять перед красотой девушки, а ее рассказ о преследованиях злым хозяином озера ранит молодого человека в самое сердце. Принц приносит Одетте клятву вечной любви. На балу в замке, по велению матери, Зигфрид должен выбрать себе суженую. Ни одна из присутствующих на торжестве красавиц не вызывает у юноши никакого интереса. Как вдруг появляется Одиллия — Черный лебедь, которую Зигфрид по ошибке принимает за Одетту.

Балет

Он отдает самозванке свое предпочтение. Но страшный обман раскрывается. Зигфрид, осознавший, что совершил роковую ошибку, спешит к озеру. Он молит страдающую Одетту о прощении, но не получает его. Тогда принц бросает вызов злому колдуну. Он надеется, что возлюбленная будет освобождена от колдовских чар и уйдет с ним в мир людей. По легенде, разбушевавшиеся на лесном озере волны поглощают Одетту и Зигфрида. В балете – колдун побежден любовью принца и красавицы.

Впервые балет «Лебединое озеро» был представлен на суд публики на сцене Большого театра 4 марта 1877 года. Поначалу постановка не имела успеха, и лишь претерпев несколько переработок, балет заблистал новыми красками на сцене Мариинского театра. Произошло это 15 января 1895 года. Известнейшими балетмейстерами Мариусом Петипа и Львом Ивановым совместно с самим Чайковским были заново пересмотрены либретто и партитура. Версия Петипа-Иванова стала классической.

Балет

Именно классическую версию балета «Лебединое озеро» представила пензенцам московская труппа. «Классический Русский балет» был создан в 2004 году, и за одиннадцать лет активной творческой деятельности танцоры зарекомендовали себя как коллектив профессионалов. Труппа состоит из представителей лучших балетных школ России — талантливых молодых исполнителей и зрелых мастеров танца. Художественным руководителем является выдающийся солист балета и педагог Хасан Усманов.

Балет

На вопрос о том, что именно привело пензенцев в драматический театр последним зимним вечером, каждый ответил по-своему.

— На балет меня привела дочь, — рассказывает одна из зрительниц. — У нее сегодня день рождения, так сказать, юбилей, десять лет. Не знаю, как так вышло, я на нее никакого влияния не оказывала, но ребенок с малых лет был заворожен балетом. Смотрела его по телевизору, копировала движения. А сколько у нас дома портретов балерин, ею нарисованных!

Хрупкая девочка Лиза смущенно краснеет.

— Мой любимый фильм — «Черный лебедь», — говорит она. — Фильм — печальная история о балерине, которая была настолько одержима исполнением своих партий в «Лебедином озере», что сошла с ума. Я люблю балет, люблю то, как изящно выглядят балерины в своих нарядах, мне нравится музыка. Поэтому, когда я узнала, что настоящий балет приезжает в Пензу, сразу определилась с подарком на день рождения. Ура, мы с мамой здесь!

— Мне кажется, что балет — самый жестокий вид искусства, — говорит Антон, большой поклонник великого танцевального искусства из Нижнего Ломова. – Ни певцам, ни театральным актерам, на мой взгляд, не приходится так истязать себя, чтобы достичь совершенства на сцене. Зритель видит, так сказать, только вершину айсберга. А что скрывается за всей этой красотой, всем этим шармом? На сцене балерины порхают, в жизни же им приходится преодолевать страшные физические нагрузки. До сих пор перед глазами стоит фотография ног балерины: пуанты скрывают синяки, мозоли, деформированные кости. Тем не менее, искусство балета вечно и прекрасно. Поэтому это событие я пропустить не мог.

После второго звонка поклонники балета заспешили занять свои места в зрительном зале, в котором в тот вечер был аншлаг. Свет погасили. Зазвучали знакомые всем музыкальные мотивы. Раздвинулся занавес. Московских танцоров пензенские любители балета приветствовали овациями. Аплодисментов удостоились и статная Королева, и прекрасный Зигфрид, и Веселый шут, приглашающий всех окунуться в настоящее волшебство.

Балет

Зрители настолько были заворожены красотой и магией старинного танца, что не сдержались от желания запечатлеть все на камеру, часто забывая выключить вспышку. Это, конечно, вызывало недовольство у сотрудников театра, которым не один раз приходилось, осторожно пробираясь между рядами, просить «нарушителя порядка» не беспокоить танцоров мигающим светом. Однако ничто не могло помешать настоящим поклонникам великого танца в этот последний февральский вечер воспринять двухчасовую постановку буквально на одном дыхании. С особым восторгом публика откликнулась на партию Черного лебеда — Одиллии, а также на па-де-де (парный танец) Одиллии и принца Зигфрида.

Балет состоял из двух действий. На перерыве гости активно обсуждали увиденное, предвкушая вторую половину танцевального спектакля. В фойе театра меня настигла юная поклонница балета Лиза, с которой мы уже успели поговорить до начала постановки.

— Не хотите узнать, понравилось мне или нет? — с горящими глазами поинтересовалась девочка.

Ответом на мой легкий кивок стал продолжительный монолог о том, насколько прекрасны танцоры, их сверкающие костюмы, нестареющая музыка Чайковского, и даже сами зрители.

— Видели сколько народу? — Лиза обвела всех присутствующих в фойе взглядом. — И все смотрят, не отрываясь, как завороженные! Никто не отвлекается ни на секунду. Так здорово!

После антракта зрителей ждал еще один час, полный восхищений и удивлений. Наконец, страшный колдун побежден, Одетта и Зигфрид сливаются в объятьях. Девушки-лебеди освобождены от злого колдовства. Восторженная публика долго не отпускала танцоров со сцены. Аплодировали стоя.

Все увиденное и услышанное оставляет впечатление, что в нашем городе балет любят и понимают. Многие зрители говорили о том, что с нетерпением ждут выступления Московского театра «Корона Русского Балета» 18-го марта. Труппа исполнит балет «Спящая красавица» в классическом прочтении. Стоит заметить, что этот балет по праву считается самым успешным русским балетом 19-го столетия, а Чайковский считал его своим лучшим произведением. Пропустить такое событие никак нельзя.

Похожие статьи