Лариса Садилова: «Авторское кино обязано доходить до зрителя»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
С 30 ноября по 2 декабря в Пензе проходил XI открытый кинофестиваль «Мужская роль» им. Ивана Мозжухина. В этом году впервые за все время существования фестиваля помимо зрительского работало еще и профессиональное жюри, одним из членов которого стала известный кинорежиссер и сценарист Лариса Садилова.

4334.JPG

В фильмографии Садиловой, возможно, не так много работ, но каждая из них отмечена множеством наград престижных международных и российских кинофестивалей. Возможно, вам знакомы фильмы «С днем рождения!», «Требуется няня», «С любовью, Лиля», «Сынок», «Ничего личного» — ленты, являющиеся образцами хорошего авторского кино.

Мы поговорили с Ларисой Садиловой не только о ее собственных работах, но и о состоянии авторского кино в целом.

— Вы начинали свою деятельность в кино как актриса. Почему впоследствии решили стать режиссёром?

— Я училась у Сергея Герасимова во ВГИКе, и курс у нас был актерско-режиссерский. Но я во время обучения и думать не могла о том, чтобы стать режиссером, потому что режиссеры для нас были небожителями. И сейчас я как никогда понимаю: это очень сложная профессия.

Но так карта легла. Во-первых, мы закончили ВГИК в тот момент, когда прошел V съезд кинематографистов, и наши старшие коллеги, можно сказать, развалили советский кинематограф. Мы все остались у разбитого корыта. Фильмов не было, снималось, в основном, только кооперативное кино, и все мы помним, что это такое.

Я стала думать о направлении режиссуры. Училась на фильмах плохих и хороших (смотрела, обсуждала), то есть не выпадала из процесса. И в один прекрасный момент мне посоветовали подать заявку на финансирование фильма в Министерство культуры. Надо сказать, тогда, в конце 90-х, все было намного проще чем сейчас. Достаточно быстро мне ответили, что дадут деньги. Это и был мой первый фильм — «С днем рождения!».

Изначально мне давали деньги на документальное кино, а я стала снимать игровое за эти копейки, снимала его в течение двух лет и в итоге получился фильм, благодаря которому я проснулась известным режиссером. Я считаю, что это случай помог мне перейти мне перейти из одной профессии в другую. Еще актерская профессия меня не устраивала тем, что очень она зависимая, причем не только от режиссера, сейчас уже и от продюсера. А я такой человек, что не смогла бы долго находиться в зависимом состоянии.


— Представляя вас, организаторы показали на открытии фестиваля ролик с отрывком из фильма «Лев Толстой» (1984 г), где вы сыграли гимназистку, которая беседует в писателем во время поездки в поезде. И в этот же вечер состоялся показ фильма «История одного назначения», где тоже был Лев Толстой и эпизод, в котором он ехал в поезде. Но насколько разными выглядят эти фильмы! И стилистически, и по темпу, и с точки зрения подбора актеров. Огромная разница!  Кино очень меняется с годами. Продолжаете ли вы учиться сейчас, когда у вас в активе уже немало фильмов? Стоит ли режиссеру со стажем оставаться в своей традиции или все же надо двигаться дальше, как по-вашему?

— Я продолжаю учиться, продолжаю быть в курсе того, что происходит в современном кинематографе — не только в российском, но и в мировом. Режиссеру обязательно нужно смотреть картины коллег, отмечать, каким образом меняется кинематограф, Я вообще старалась делать каждый свой фильм не похожим на предыдущий. Мне неинтересно было использовать один стиль. но тем не менее и мои друзья, и киноведы говорят о том, что у меня есть определенная стилистика. Наверное, она заключается в том, что я люблю совмещать документальное и игровое кино, люблю снимать непрофессиональных актеров. Но однозначно для меня реальность такова, что я непрерывно учусь.

— В нашем городе, да и в других небольших российских городах, ваши фильмы скорее всего просто невозможно увидеть в прокате. Как, на ваш взгляд, возможно осуществить встречу авторского кино и российского зрителя, в чьей это должно находиться компетенции?

— Я считаю, что государство которое выделяет деньги на авторское кино должно поддерживать и прокат этих фильмов. Блокбастеры сами найдут дорогу к экрану.

Как-то была в США, и меня поразило и обрадовало то, что у них в каждом кинотеатре есть зал, в котором демонстрируется авторское американское кино. То, что весь мир видит на экранах под названием «американское кино» на самом — кино интерконтинентальное. А у авторского такие же проблемы, как и во всем мире. Но практика отдельного зала — отличный опыт. Хотелось бы, чтобы наши частные кинотеатры его перенимали. Людям нужны такие фильмы.

И еще. Государство и местные власти должны поддерживать такие вот небольшие региональные фестивали, как ваш. Мы не должны забывать, что картины делаются для зрителя и деньги, которые выделяет государство из бюджета, — это деньги тех же самых зрителей и кино просто обязано до них дойти.

Сейчас Министерство культуры выделяет деньги и забывает про фильм — я считаю, что это — преступление. Под продвижение авторской работы выделяется где-то миллион рублей (это на всю страну). А чтобы зритель узнал про такой фильм — нужна реклама.

— В вашей официальной фильмографии последняя на сегодняшний день киноработа датирована 2014 годом. Есть ли на подходе новый фильм, как будете с ним действовать в плане проката?

— Раньше все мои фильмы были куплены Первым каналом. Был такой проект «Закрытый экран», в рамках которого их демонстрировали, большое количество зрителей смогло познакомиться с ними. В последнее время я снимала документальное кино, хотя подавала два своих проекта в Минкульт, но денег мне под них не дали. В кинематографе появилось много новых людей и продюсеров, которые впервые начинают заниматься производством, конкуренция возросла, но я зачастую не совсем понимаю, по какому принципу распределяются деньги.

Сейчас я снимаю полнометражный игровой фильм за частные деньги, прямо скажем, небольшие. Буду самостоятельно искать дистрибьютора, который поможет выйти на рынок.

Новый фильм мне очень дорог, и, в принципе, (если его отберут в программу) очень подойдет пензенскому кинофестивалю, ибо в нем есть две замечательные мужские роли, с моей точки зрения — обе главные. История началась с короткометражного фильма, а потом у продюсера и у меня возникло желание его продолжить и сделать полнометражным. Он называется «Однажды в Трубчевске».

— О, как раз в фильме «Облепиховое лето» (еще один фильм основного показа прошедшего кинофестиваля — прим. автора ) Александр Вампилов ( устами актера Андрея Мерзликина) говорил, что нужно писать пьесы о городах, которые существуют, а не придумывать абстрактные.

— Да и Лев Толстой отмечал, что интересно, когда действие происходит не в городе N, а, например, в Санкт-Петербурге, в такое-то время, тогда история становится понятной.

Этот городок (Трубчевск) существует, он находится в Брянской области. Я решила рискнуть и назвать фильм именно так. В нем снимался практически весь город. То есть там снималось четыре профессиональных актера, остальные — непрофессиональные. фактически весь город и снялся. Это история о любви, об измене, о чувствах, о том, как это происходит в маленьком городке.

— Приходилось ли вам когда-либо уже быть в жюри кинофестивалей? Каких критериев работы в данном качестве стараетесь придерживаться?

— Приходилось — и не раз. Я смотрю фильм в первую очередь как зритель: захватывает ли этот фильм, нравится ли он мне — это первое впечатление. Потом, конечно же я вижу профессиональные огрехи или, наоборот, достоинства того или иного фильма. Всегда оцениваю реакцию зрителя — я люблю смотреть фильмы в кинозале вместе за зрителем, а не на DVD. Это очень, кстати, обижает режиссеров, когда члены жюри смотрят фильмы на дисках.

Я помню свои ощущения, когда мой фильм показывали на множестве кинофестивалей и как я переживала, дадут ли мне приз или нет. Очень тогда надеялась на честное и принципиальное решение жюри и поэтому сама стараюсь быть честной в чем-то непреклонной, отстаивать свою позицию, аргументировать свое мнение и защищать тот или иной проект. Это непросто.

Если говорить о фестивале «Мужская роль», то впечатления самые хорошие: понравились и пензенские зрители, и Пенза.
Я вообще очень люблю небольшие кинофестивали, потому что считаю их очень важными, намного важнее больших, помпезных и пафосных. В маленьких фестивалях есть больший смысл, потому что они делаются для зрителей.

Я своими глазами увидела этот огромный полный зрительный зал в ККЗ «Пенза». Меня поразил факт, о котором рассказала Светлана Старостина: за два часа уже разошлись все билеты на сеансы. Это подтверждает тот факт, что наше кино необходимо зрителям.

Похожие статьи