Как танцевала цыганка Кармен в Царском селе
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Неделю назад прошел VI Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера — всем». Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» лично ознакомилась с новым форматом культурного отдыха.



Уличный фестиваль


Фестиваль «Опера — всем» проводился в этом году в шестой раз. Премьера его состоялась в июле 2012 года. Тогда вниманию публики были представлены редко исполняемые шедевры русской оперной классики Глинки, Римского-Корсакова, Рубинштейна и Чайковского. 

Следующий фестиваль прошел летом 2013 года. Наряду с шедеврами русской оперной классики публике показывались жемчужины западноевропейской оперы («Фауст» Гуно, «Трубадур» Верди). Третье культурное событие произошло в 2014 году, публика тогда увидела постановки опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Фиделио» Бетховена и «Пиковая дама» Чайковского. Четвертый фестиваль познакомил гостей с 

«Мазепой» Чайковского, «Турандот» Пуччини, «Любовным напитком» Доницетти и «Дон Жуаном» Моцарта. Программу пятого фестиваля составили оперы Бородина, Прокофьева, Вагнера и Моцарта. 
Во все годы, в которые фестиваль проводился, представления open-air сопровождались полными аншлагами. За пять лет их посетили более 100 тысяч человек. Социальная миссия мероприятия состоит в том, что вход на все постановки под открытым небом является свободным.

В нынешнем году публике были представлены также шедевры оперной классики на открытом воздухе. Основным организатором фестиваля «Опера — всем» выступил Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл». 

В чем прелесть такого события? Оно не просто дает возможность людям бесплатно посмотреть шедевры оперного искусства. Благодаря фестивалю, по-новому открываются для граждан великолепные архитектурные ансамбли Петербурга. 



Место действия — императорская резиденция


22 июля на Парадном плацу Екатерининского дворца в Царском Селе прозвучал шедевр Ж.Бизе «Кармен». Опера отлично смотрелась на пространстве Парадного плаца Екатерининского дворца, благодаря своей направленности на широкие массы слушателей. Место действия — Треугольная площадь, также находится в согласии с местами действия оперы привязанным к площадям испанского города. 

Неизменной остается основная цель фестиваля «Опера — всем», которая состоит в содействии сближения широкой публики с лучшими творениями человека. В оперном жанре содержатся большие возможности для достижения этой цели, Ведь опера — это самое массовое по арсеналу разнообразных средств музыкальное искусство. В опере можно увидеть и солистов, и оркестр, и хор, и балет. 

Фестиваль «Опера — всем» представляет свои постановки не на сценах помпезных оперных театров, а в красивейших архитектурных ансамблях северной столицы, как бы делая их полноценными участниками представления. Архитектурные ландшафты города, которые восходят к разным национальным школам и стилистическим эпохам, превращаются в естественные декорации и кулисы для музыкально-драматического искусства.

В данном случае, декорациями прекрасной и грустной любовной истории явилось Царское Село. Это музей-заповедник в городе Пушкин, пригороде Санкт-Петербурга. В него включен дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, бывшая загородная царская резиденция, ныне превращённая в музей. Название музей-заповедник получил в 1992 году.

В состав его входят Екатерининский парк, Александровский парк с дворцами и павильонами и Баболовский парк с дворцом. Занимает он площадь 107 га. Состоит комплекс из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, разделённых Большим прудом. Назван он в честь императрицы Екатерины I, жены Петра Великого. Именно он подарил ей это место для устройства своей загородной резиденции. 


Нет повести печальнее на свете


Что же сказать о самом произведении? В основе его лежит новелла французского писателя Проспера Мериме, написанная им в 1845 году. К цыганской теме Мериме обратился после знакомства с пушкинской поэмой «Цыганы», которую позднее (в 1852 г.) даже перевёл на французский язык. Так что, есть какой-то символизм в том, что и постановка эта прошла в месте, названном именем великого русского поэта.

Французский композитор периода романтизма Жорж Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Премьера оперы состоялась во Франции в Париже в театре «Опера-Комик» через год и закончилась полным провалом. Критики освистали фривольную историю. Негативные рецензии, тем не менее, создали «Кармен» огромную популярность. Впоследствии ситуация вокруг произведения резко изменилась. Только на сцене парижской Комической оперы в премьерный сезон прошло не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее, «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков. Была она возобновлена лишь в 1883 году в постановке Эрнеста Гиро (где он заменил разговорные диалоги, и добавил несколько балетных сцен, использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе). Возвращению оперы на парижскую сцену помогла известность оперы в Европе, России и Америке. 

В основе произведения отношения между мужчинами и женщинами, драматические, корыстные и возвышенные. Цыганка Кармен вскружила голову драгуну Хозе, военная карьера которого сильно от этого страдает, и рушатся отношения с невестой, девушкой, которая его искренне любит.

Тем временем Кармен принуждает его совсем оставить службу и присоединиться к ней и ее друзьям —контрабандистам. Впоследствии страсть между ними остывает. Хозе даже вынужден вступить в поединок с новым ухажером своей цыганки, тореадором. Здесь ему приходится столкнуться со своей бывшей возлюбленной, которая извещает его о болезни его матери, которая ждет его. Хозе вынужден оставить место происшествия, но обида им не забыта.

В финальном акте во время боя быков, когда все отвлекаются на состязание, происходит сцена между бывшими возлюбленными. Хозе требует от Кармен вернуться к нему, умоляет, уговаривает. Но цыганка глуха к его увещеваниям. Тогда Хозе убивает Кармен, самого его арестовывают.



Когда такое произведение ставится в таком месте, как резиденция одних из самых невообразимых и эпатажных русских правителей, это также наводит на мысли об определенном символизме. Ведь в покоях Екатерининского дворца кипели самые бурные страсти российского императорского дома, затевались заговоры и перевороты, которые влияли на судьбы всей Европы. Как страсть, вспыхнувшая между солдатом и цыганкой, разрушила их жизни и потянула за собой ряд других судеб, так и происходившие в окрестностях дворца и на его аллеях события меняли судьбу многих людей, и даже очертания карты Европы. 

Известная по историческим хроникам любвеобильность царской особы, обитавшей в этом дворце, как будто наложила свой неповторимый отпечаток на его облик, такой легкий, но пышный, с тончайшим кружевом позолоченных балконов и невообразимым количеством окон. Такой пышной, многоликий и неповторимый, как сама страсть. И этот облик стал прекрасным обрамлением для другой, тоже очень старой любовной драмы, героиней которой стала еще одна любительница вскружить мужчинам головы. 

Все пространство Треугольной площади было заполнено людьми. Кроме большой сцены, увидеть представление можно было и на огромном экране. Те, кто не смог пробиться и к нему, просто сидели или лежали на траве и слушали прекрасную музыку, которая, в комплекте с изумительным видом дворцового фасада — бело- золочено-голубого и чудесного голубого неба создавал изумительные ощущения. Люди всех возрастов и разных национальностей слушали в этот день прекрасную музыку в прекрасном месте.

 

Чем-то это событие напомнило наши Лермонтовские празднования в Тарханах, хотя, конечно, масштаб совершенно иной. Но такой формат знакомства с великими мировыми оперными произведениями и знаменитыми местами представляется наилучшим в плане культурном, духовном и богатом на ощущения. И ведь совсем необязательно ехать в Милан, Париж или Вену. Опера теперь доступна всем в пределах нашей страны.
Источник фото: фото и видео автора

Похожие статьи