История монументов: Олимпийские игры едва не поставили под угрозу открытие «Первопоселенца»

Давно подмечено, что у пензенцев есть свои любимые места, которые предназначены как для спокойного отдыха, так и для проведения торжеств. Особой популярностью пользуются парки и скверы, где можно увидеть горожан не только с интересной книгой в руках или плеером, но и активно позирующих счастливых молодоженов.

Однако в нашем городе имеются и скульптурные сооружения, которые нисколько не обделены вниманием жителей. А совсем, наоборот, являются некой визитной карточкой Пензы. К данным достопримечательностям можно, не задумываясь, отнести всем известный памятник «Первопоселенец». Репродукция этого монумента знакома пензенцам еще с раннего детства — она изображена на разнообразной сувенирной продукции, школьных тетрадях, конвертах и почтовых марках.
«Первопоселенец» - символ основания Пензы
Скульптурная композиция «Первопоселенец» посвящена основателям и первым жителям нашего города. Памятник установлен в исторической, напротив остатков оборонительного вала городской крепости 17 века. Его торжественное открытие состоялось 8 сентября 1980 года в канун 600-летия Куликовской битвы.

Монумент символизирует два начала в судьбе первопоселенцев Пензы — оборону юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников во второй половине 17 века и крестьянский труд. В данном случае первопоселенец одновременно является воином и крестьянином-землепашцем. В правой руке у него находится копье, а ладонью левой — касается плуга.
Сзади крестьянина располагается фигура коня, который мог использоваться как в землепашестве, так и в военном деле. У подножия скульптуры начертана историческая надпись, посвященная основанию Пензы: «Лета 7171-1663 — на реке Пензе велено город строить».
За пятником располагается смотровая площадка, благодаря которой открывается шикарный вид на восточную и юго-восточную часть города, долину реки Суры. Она обнесена чугунной оградой, которая украшена изображениями исторического герба Пензы с тремя снопами.
Напротив памятника, где ранее располагалась угловая башня крепости, установлена символическая деревянная звонница с чугунной мортирой. Монумент «Первопоселенец», звонница с мортирой и остатки земляного оборонительного вала образуют единый мемориальный комплекс.
История создания памятника
Инициатива увековечивания основателей и первых жителей Пензы принадлежит Георгу Васильевичу Мясникову, советскому государственному и общественному деятелю, второму секретарю Пензенского обкома КПСС. С помощью талантливого ленинградского скульптора Валентина Козенюка и удалось создать этот художественно выразительный образ.
Изначально один из известных архитекторов Санкт-Петербурга показал Г.В. Мясникову фотографию эскиза скульптурной группы «Волга и Микула». После рассмотрения проекта у государственного деятеля, по его словам, «родилась интересная идея — выкинуть сказочного «Льва-Вольгу», а оставшуюся часть — крестьянина с копьём в правой руке и сохой и конём в левой — превратить в памятник первопоселенцам Пензы, ранее бывшими и воинами, и пахарями». После чего было предложено перевести измененный проект эскиза скульптурной группы перевести в пластический материал.
Валентин Козенюк трудился над созданием памятника целых два года. О том, что работа подходит к завершению, он сообщил Георгу Мясникову 30 декабря 1979 года. Подтверждением данного исторического факта является дневниковая запись второго секретаря Пензенского обкома КПСС, где автор пишет такие строки: «Хочется, чтобы получилось хорошо. Гениальная идея — открыть этот памятник 8 сентября 1980 года, в день 600-летия Куликовской битвы. Было бы здорово!»
В первых числах января 1980 года Козенюк приезжает в Пензу, и на заводе «Пензтяжпромарматура» начинается отливка памятника. В самом начале изготовления данной скульптурной группы предприятие посещает Георг Мясников, который уже на тот момент был поражен продуманной до мелочей композицией, потрясающей символикой и своей монументальностью.
Общественный деятель считал, что интересной природой для городской скульптуры является наличие фигуры коня. Ведь в Пензе никогда не было конных памятников. Их не появилось в нашем городе и после. Данный монумент остался единственным и уникальным в своем роде.
Интересные факты:
1. Создание в советское время памятника, посвященному русскому воину-землепашцу 17 века, имело определенные проблемы и могло привести к нежелательным последствиям. Ведь в эти годы традиционно устанавливались монументы участникам Октябрьской революции, крупным советским политикам, солдатам и офицерам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Установка скульптур дореволюционным героям не запрещалась, но и, конечно же, не приветствовалась.
2. Другой весомой проблемой открытия памятника «Первопоселенец» являлся 1980 год — год проведения Летних Олимпийских игр в Москве. Советом министров СССР в период к подготовки к играм было запрещено строить дома культуры и открывать мемориалы в регионах, так как все денежные средства были направлены на проведение олимпиады. Создание памятника являлось нарушением данной директивы, что могло привести инициаторов к достаточно серьезным административным проблемам вплоть до увольнения с работы и исключения из политической партии.
3. В ходе благоустройства площадки по памятник, 25 февраля 1980 года Георг Мясников упомянул об идее сноса в своем дневнике дома почтмейстера, располагающегося рядом с монументом по улице Кирова, 11. Вскоре от этой идее благополучно отказались, ограничившись сносом забора. Данный эпизод примечателен тем, что уже через три года именно в этом уцелевшем доме почтмейстера был открыт созданный по инициативе Мясникова, единственный в мире Музей одной картины, впоследствии названный его именем.