-11° ... -14°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. РАЗИНЦЫ ПОД ПЕНЗОЙ
Журналист
Журналист
Некоторые исторические источники сообщают: «Разин взял Пензу без боя». На самом деле, атамана в нашем городе не было.



Степан Разин в то время безуспешно пытался захватить Симбирск. А Пенза и другие города края были заняты осенью 1670 года разинскими отрядами не без помощи местного населения. Которое, к слову, влачило жалкое существование.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


Во-первых, представители коренных народов — мордва и татары — подвергались насильственной христианизации. Во-вторых, мордву насильно сгоняли с родных мест и зачисляли на военную службу. Служивцы просили царя освободить их от службы, но правительство согласилось на это лишь тогда, когда крестьяне обязались «платить сверх прежнего оброку большое количество стрелецкого и посопного хлеба, ямские и полоняничные деньги, высокий денежный ясак и много меду».

В 1671 году инсарский воевода Вышеславцев доносил царю, что «по черте казачьи службы татар и мордвы ныне в пусте и пашни залегли, что некоторые татарове и мордва ныне получили на твоей, государя, службе, а другие бежали в Пензенский, Саранский и Нижнеломовский уезды». Мелкий служилый люд пензенских городков и острогов — казаки, пушкари, стрельцы, воротники и сторожа — не получали денежного жалования и их служба, как сказано в Сметных росписях, «шла с земель».

К этому остается добавить, что в XVII веке Среднее Поволжье было наводнено беглыми людьми. В 1656 году дворяне писали царю: «А бегая писали царю боярские дети северных поволжских городов крестьяне помещиков своих и вотчинников разоряют и дома их пожигают, а иных самих и жен и детей и людей и крестьян до смерти побивают». Пенза не исключение: город не успел еще как следует отстроиться и заселиться, а в 1666 году сюда прибыл указ о поимке беглых. Многие десятки людей были казнены. Так что к осени 1670 года настроения населения были вполне понятны.

ПЕНЗА СДАЛАСЬ БЕЗ БОЯ


Для поддержки стихийных крестьянских выступлений Разин направлял из-под Симбирска небольшие отряды. К Пензе был послан отряд Михаила Харитонова. Меньшая часть отряда двинулась к Наровчату, а остальная — к Пензе, обрастая крестьянством: «Двигаясь к Пензе, они по селам и деревням помещиков побивали и дома их разоряли». 25 сентября горожане и служилые люди Пензы открыли перед отрядом Харитонова крепостные ворота. «Восставшие воеводу Елисея Лачинова да приказной избы подъячего Александра Телепова да соборного попа Луку побили до смерти, а домы де их и иных лучших людей разорили».

Из Саратова сюда прибыл отряд под руководством сподвижника Разина — Василия Федорова. Объединив силы, Харитонов и Федоров с отрядом в 900 человек двинулись на Нижний Ломов. Не доверяя своим людям, воевода Андрей Пекин с подъячим в одних рубашках убежали в деревню Раково. Но, увы, воеводу нашли и «казнили изругательной смертью, подняв его на копья». Нижнеломовская крепость была взята без боя 2 октября 1670 года.

После этого отряды повстанцев, в составе которых действовало нижнеломовское ополчение, подошли к Верхнему Ломову. Перепуганный воевода Игнатий Корсаков «выслал было против повстанцев по конец казачьей слободы всех градских людей. Но последние сражаться не стали, а присоединились к повстанцам. В крепости был тот час учинен казачий круг. Восставшие предали смерти воеводу и попа Федора Семенова, наказали плетьями неугодных им лиц, захватили государственный амбар, где государевы грамоты и всякие дела изодрали, избрали своего атамана — Максима Дмитриева и старшину — Вариводу Вариводина».

Через неделю разинцы были уже у стен Керенска: «Местный воевода Автамон Безобразов с 300 казаками и стрельцами попытался было организовать оборону, но безуспешно. Керенские градские люди заявили, что им битца с казаками не в мочь. Воевода был схвачен и по народному решению казнен». На народном собрании местные жители избрали главой керенского казака Семена Кузнеца. 13 октября в город прискакал гонец от Степана Разина с письмом, где было сказано, чтобы повстанцы собирались «в Шацком уезде в селе Конобееве с тем, чтобы оттуда иттить под Москву бояр побивать».

НА МОСКВУ!


Через несколько дней Конобеево превратилось в боевой лагерь. Перепуганные размахом восстания, правительство срочно сформировало и послало на Среднюю Волгу мощные силы карателей. Из Москвы в район Арзамаса и Алатыря были направлены войска Юрия Долгорукова, а из Тамбова под Шацк — армия Якова Хитрово. Во второй половине октября у села Конобеево произошла кровопролитная битва отрядов Михаила Харитонова и Василия Федорова с войсками Якова Хитрово, закончившаяся поражением восставших.

С небольшим отрядом Михаил Харитонов и Василий Федоров вернулись к Верхнему и Нижнему Ломовам, далее решив пробиться к основным силам Разина: «Но ломовцы не отпустили их, а начали унимать и говорить, мы де под Шацк пойдем всеми головами». Действительно, документы свидетельствуют, что в Ломове и Керенске в течение нескольких дней была создана новая армия под начальством Харитонова, Федорова и верхнеломовца Михаила Дмитриева, в которой насчитывалось до 5 тысяч человек: «Из них донских казаков только всех человек с 40, а остальные с Ломова, да и с керенских чинов служилые люди и мужики».

11 декабря 1670 года на укрепления разинцев были брошены правительственные войска. После двух проигранных сражений повстанцы разрозненными отрядами стали отступать на юго-восток. Их положение стало особенно тяжелым, когда с севера, на соединение с отрядами Якова Хитрово двинулись правительственные войска Юрия Долгорукова. Покинув Верхний и Нижний Ломов, остатки отряда Михаила Харитонова отошли к Пензе, куда уже были посланы отряды под командованием полковников Фандернисета и Зубова, которым предписывалось «на Пензе над воровскими людьми поиск чинить».



ДЫМ И ПЕПЕЛ


20 декабря каратели подошли к Пензе, а немногочисленные повстанцы ушли в саратовскую степь. Погоня за ними была безуспешной. Всю зиму в пензенских местах действовали каратели, после пребывания которых в селах те превращались в пепел и пустыри. Весьма откровенно писал об этом царю князь Юрий Долгоруков: «А которые де государь, деревень мордва с твоими ратными людьми бились, велел те деревни сжечь и воровские люди многие в тех деревнях сгорели». Были подвергнуты пыткам, а потом повешены ломовские соратники Разина — Андрей Бобровников и Михаил Умрихин Сурихин, зверской пытке подвергнуты Василий Федоров и верхнеломовский вожак Максим Дмитриев. Последний был четвертован.

Несмотря на расправу, крестьянское движение не прекращалось еще долго. Известно, что в январе 1671 года в Тамбовском уезде образовались новые повстанческие отряды, в составе которых активно действовали «люди с черты от Керенска и от Ломова». В другом документе, датированном 8 января 1671 года, говорится, что восставшие Курмышского уезда «дожидаютца больших к себе людей с Пензы».

Весной 1671 года с Дона к черте вновь двинулись отряды повстанцев. Один из них в мае 1671 года подошел к Пензе. Повстанцы говорили жителям: «Идем де мы с астраханцы и саратовцы и других понизовых городов с людьми конными и пехотою большим собранием с пушки через Саранскую и Ломовскую черту к Москве».
Тем не менее, крестьянские волнения, ослабленные массовыми репрессиями, уже не достигли былого размаха. Сам Степан Тимофеевич был казнен в июне 1671 года в Москве.


Похожие статьи