-5° ... -10°, ветер 2 м/с
101.68
106.1
Гастроли по пятницам. «Аквабитл»: «Удар воды» по пензенскому андеграунду
Дэн Издольный
Дэн Издольный

Вы спросите меня: как связан Джонатан Свифт и пензенский андеграунд? А я вам скажу! Дело в том, что Свифт в далеком 1661 году и не догадывался, когда писал своего «Гулливера», что это имя станет знаковым в музыкальном подполье сурского андеграунда. Именно такой сценический псевдоним получил Владимир Еремин, бессоновский гений и участник всех тусовок конца 80-х — начала 2000-х.

«Сегодня у немой скалы
Мы снова ждем удар воды...»
«Аквабитл»

Скажите, пензенские тусовщики, кто из вас не слышал из уст этого бравого «воина рок-н-ролла» вечную и бодрящую «Колдунью»? А кто из вас не знает Малыша (Сергея Михотина), бодрого и эпатажного, веселого и артистичного, который постоянно называет себя разными именами типа «Серж Маура», «Маэстро Пепеску», создавший множество музыкальных проектов типа «Малыш и Дьяволы», «Красавчикс Бэнд» и так далее?

А начиналось все это в стенах Бессоновского РДК. Хотите — верьте, хотите — нет, но дело было так...

Оба лидера культового пензенского проекта «Аквабитл» — Гулливер и Малыш — родились, жили и учились в одном селе — в Бессоновке. Оба попали в «мекку искусства» этого лукового села — в Бессоновский РДК, а точнее — в студию при местном ВИА «Венец», которым руководил (да и сейчас руководит, несмотря на свой преклонный возраст) Александр Серебряков. Я сам лично наблюдал поющего Володю Еремина на сцене Дома культуры с песней бит-квартета «Секрет» про «Сара-Барабу» году в 87-88-м.

Сергея Михотина чаще можно было видеть среди участников местного танцевального коллектива, руководимого Еленой Улбутовой, где он очень артистично танцевал «под Майкла Джексона» или модную в 90-х «Ламбаду». Гулливер занимался боксом параллельно, Малыш пытался осваивать фортепиано и гитару. В 1987 году Еремин поступает в Пензенское училище культуры и искусств на отделение народного вокала, Сергей учился в какой-то далекой от искусства «рогачке».

И вот... В 90-м году они встретились и решили создать группу. Малыш любил «Аквариум», Гулливер — «Битлз». Быстро нашли имя проекту — «Аквабитл». Вначале это был дуэт, где Гулливер играл на гитаре, а Малыш — на бубне. Был даже такой миниальбом, записанный на базе эстрадной студии «Венец», где можно было услышать то, изначальное звучание группы.

Рассказывает Владимир «Гулливер» Еремин:

«Первое выступление «Аквабитл» состоялось в ноябре 1990 года в молодежном клубе «Радуга» в политехническом институте. Тогда это было трио: я, Сергей и на бас-гитаре Алексей «Шульц» Шапаренко. Отыграли шикарно!

Но вот беда — Лешку после концерта забрали в ряды доблестной Советской еще Армии. И остались мы с Серегой снова вдвоем, как первый состав «ТиРекса». Но вскоре обросли настоящим электрическим составом «бессоновского розлива»: к нам присоединились барабанщик Вадим «Дядя Вадя» Городнов и бас-гитарист Евгений «Пепс» Думкалн. Вот такой бандой мы «отбомбили» два концерта в Пензе, где, уж и не припомню. Помню, что всем жутко нравились наши песни. Особенно девчонкам! А у меня всегда была жажда «быть круче всех, быть, как «Битлз», как «Роллинг Стоунз», поэтому мне это внимание очень импонировало.

А тут снова проблема: в 91-м году Сергея Михотина забривают в армию. И вновь мы остались втроем: я, Дядя Вадя и Пепс. Но они никогда не болели рок-н-роллом так, как болел этим я. Дядя Вадя вскоре женился, ему стало не до музыки, у Пепса появились свои дела, в итоге на некоторый определенный промежуток времени я остался не у дел. Иногда выступал один на сборных сейшнах, но всегда предрекал возвращение на пензенскую рок-сцену группы «Аквабитл». Ты сам помнишь то время. Мы познакомились весной 92 года, и тому, что происходило потом, ты сам был свидетелем.

В конце 92-го года из армии вернулся Алексей «Шульц» Шапаренко, да не один, а вместе с замечательнейшим барабанщиком Юрием «Тараном» Замотиным. Помню, что к той встрече уже сформировался, при моем участии, небольшой фан-клуб «Аквабитл», и вот эти поклонницы пришли на встречу Шульца и Тарана на вокзал. Те не ожидали такого, и были несколько даже смущены. Я от радости обнял их, стоял и не мог выговорить ни слова. Наконец-то осуществилась моя мечта: мы будем играть! Меня переполняли эмоции.

Потом мы стали ездить на электричке в Грабово, на базу некоего Ромы, который фанател от Цоя, и вот там мы репетировали по вечерам нашу убойную программу на троих. Шульц и Таран в это время учились в училище культуры на эстрадном отделении, а жили в общежитии железнодорожного техникума. Это было очень веселое время! Поиск нового звучания, концерты, визжащие на концертах девчонки. Все, как я хотел. Не хватало только моего друга и соавтора — Малыша, который все еще служил в армии.

И вот осенью 93-го года из армии вернулся Малыш, которого мы радостно встретили, попили, погужбанили, и уже квартетом начали обновлять программу. Если честно, то без нас не обходился ни один рок-сейшн в Пензе. Мы даже в каком-то роде стали признаком того, что народ в зал придет обязательно, так как там будем мы. Жаль, студийно мы записали лишь две песни. Среди фанатов, да и в интернете, ходят в основном записи с концертов, при этом очень плохого качества. Сохранились некоторые видеозаписи концертов в арт-клубе «Аэроплан» и еще где-то.

В плане творчества я всегда придерживался принципа работы вдвоем, как Леннон и Маккартни. Мне нравилось сочинять песни с Сергеем. тем более что были они очень мелодичными и красивыми».

В 1997 году «Аквабитл» распался. У всех начались свои дела, музыканты обросли семьями, которые нужно кормить, а на дворе были «лихие 90-е». Говорят, что «Аквабитлам» предлагали спонсорство, даже предлагали переехать в Москву, чтобы уже там продолжать свою карьеру, но... Ребята не смогли перешагнуть порог «лучше первый на деревне, чем последний в городе». Как не странно, но разделились бывшие коллеги по парам: Малыш — Таран и Гулливер — Шульц.

«В 97-м Малыш и Таран сделали проект «Малыш и Дьяволы», затем переименованный в «Аэроплан», репетировали в основном на базе Бессоновской средней школы у Димы «Мелина» Миляйкина, — продолжает рассказ Владимир Еремин. — На бас-гитару они пригласили Сергея Шибаева, на соло-гитару — Владимира «Маппета» Терехина. И как-то у них так все весело началось: концерты, клипы, записи. Очень помогала им в продвижении Маргарита Полякова, наша общая знакомая. Мы с Шульцем и Лешей «Бухариным» Закаталовым создали фолк-трио «Скимень», где исполняли только народные песни».

К 2002-му году группа Сергея Михотина «Аэроплан» как-то сама по себе закончила свое существование, да и «Скимень» приказал долго жить. Волею судеб оба «аквабитла» оказались в моей группе «Дубровскiй Бэндъ». В конце 2003 года Малыш и Гулливер решили реанимировать «Аквабитл», но под новым названием — «Малыш и Гулливер». К тому времени, весной 2003 года, трагически погиб Юрий «Таран» Замотин.

«Малыш и Гулливер» не совершили ошибок «Аквабитл», сразу сели за записи материала, и благодаря звукооператору Павлу Сурскому, записали несколько прекраснейших полноценных альбомов : «Игра вслепую», «Истинно так!», «Музыка в ладонях». На бас-гитаре играл Сергей Шибаев, на барабанах — Дмитрий Гринин, были и приглашенные музыканты. Но и этот проект дал течь: в 2009 году группа распалась.

Сергей Михотин спустя какое-то время собрал «Красавчикс Бэнд» при участии Сергея Неманова и Артема Прошина, а Гулливер в 2014 году был замечен у группы «Приход Весны» с проектом «Гулливер Сотоварищи». Далее Владимир стал искать себя в кавер-группах. Благодаря знакомству с Вячеславом Шпильковым в апреле 2017 года образовалась группа «Гулливер и Удачный День» (сокращенно ГУД), с которой Владимир играет до сих пор.

Сергей Михотин так же пробовал себя в кавер-коллективе «Белые Росы», организованном Владимиром Генераловым, и проекте того же Генералова «Мариванна».

Если честно, то именно благодаря группе «Аквабитл» и Владимиру Еремину я стал слушать хорошую рок-музыку: «Led Zeppelin», «The Beatles», «The Rolling Stounes» и т.д. Мы пили чай и просвещались творчеством Бориса Базурова и группы «Крематорий», «Калинова Моста» и Лу Рида. На концерт «Глупой девушки» я попал опять же благодаря Гулливеру.

Для меня сейчас важно не то, кто, где и что сказал про кого то, а то, что было время творческой бесшабашности, постижения стихосложения и переплетений аккордов. И самое важное то, что время «аквабитлов» не прошло и продолжается! Пожелаем им новых творческих успехов!

Фото из архива Владимира Еремина

Похожие статьи