Фестиваль «Марсово поле» — триумф патриотизма над скупердяйством
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В прошедшие выходные в Пензе прошло очередное мероприятие, которое можно назвать событием, направленным на повышение туристической привлекательности региона — фестиваль «Марсово поле». 

1.jpg

Исторически правдиво


В который уже раз в нашем городе собираются военно-исторические клубы и проводят реконструкцию знаменитого сражения. В этом году, к столетию Первой мировой войны, участники фестиваля решили реконструировать Виленское сражение, которым закончился маневренный период на Восточном театре войны. В начале октября 1915 года бои местного значения шли в 1-й армии, особенно упорные — в XXI корпусе при озере Свентен. Русскими частями было взято в плен множество противников.

С 10 по 18 сентября на Вилейке и у Нарочи разыгралось последнее действие Виленского сражения. Х германская армия была отражена по всему фронту нашей 2-й армией и правым крылом 10-й и начала отход, местами беспорядочный.

Перед зрителями, собравшимися на поле в районе проезда Будищева, разворачивалась картина настоящего боя. Все происходившее было представлено весьма натурально. Русский кавалерийский разъезд делает разведку. Встречает польского крестьянина, который тут же сдает их немцам, что сидят в засаде в лесу.

Те выходят из леса и укрываются в блиндаже посредине поля. Русская пехота и спешенные кавалеристы контратакуют. Начинается артобстрел. Германские атаки сменяются атаками русских пехотинцев и улан. Немцы применяют газ, от которого русские несут тяжелые потери.

В тылу работает госпиталь, где оказывают первую помощь раненым. Немцы занимают снова окопы и жестоко добивают русских раненых — дубинкам и штык-ножами. Русские, накопив силы, контратакуют, вперед выкатывают станковый пулемет «Максим», выбивают германцев. Скачет кавалерия, враг сокрушен. Русские одерживают победу, ведут толпу оставшихся пленных. Они не убивают их, как это делали их противники.

Военные действия были показаны максимально правдоподобно. Если кавалерия, так на конях и с шашками наголо. Если пехота, то и бегом, и ползком. Во время газовой атаки люди старались закрыть лица, по время перестрелки падали в траву. Реставрированы были и костюмы, и оружие. Шла постоянная перестрелка. Блиндаж неоднократно обстреливали и несколько раз взрывали. Под конец солдаты имитировали атаку на самих зрителей. Выглядело очень натурально.

География участников расширилась


Нужно сказать о том, почему выбрана была подобная тема для реставрированного сражения.

Пензенская губерния была далека от театра военных действий Первой Мировой войны 1914-1918 гг., однако 47% мужского населения было призвано в армию. В Пензе в разное время располагались различные воинские части и даже начала создаваться 80-я пехотная дивизия и 80-й артиллерийский дивизион. Здесь же располагались запасные и учебные воинские части и команды. Штаб дивизии в мирное время находился на территории современного Пензенского государственного университета.
Свое крещение дивизия приняла во время Галицийской битвы. Летом 1915 года дивизия сражалась на северо-западном фронте и героически проявила себя в сражении под Вильно. Этот эпизод и был показан на реконструкции.

Участниками фестиваля стали: 5 уланский Литовский полк (Пенза, Москва), 189 пехотный Измаильский полк (Тольятти), 147 пехотный Самарский полк (Самара), 3 Донская казачья артиллерийская батарея (Тольятти), пулеметная команда 13 Донского казачьего генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полка (Москва), 6 пластунский Его Величества батальон Кубанского казачьего войска (Димитровград), Лейб-гвардии Кирасирский Его Величества полк (Москва), 5 гусарский Александрийский полк (Москва), 1 гренадерская артиллерийская Графа Брюса бригада (Москва), 195 пехотный Оровайский полк (Екатеринбург), Чешско-словацкий корпус (Прага, Чехия), 45 Восточнопрусский полк (Москва, Тольятти), 33 фузилерный полк (Москва), 27 горноегерский полк Австро-Венгрии (Тольятти), 17 брауншвейгский гусарский полк (Тольятти).

Кроме того, вблизи поля был разбит лагерь, где участники отдыхали, принимали пищу — все, как во времена Первой мировой. Некоторые зрители присутствовали там в костюмах того времени.

Не благодаря, а вопреки


В общем, зрелище было масштабным, интересным и правдоподобным. Конечно, войны — не повод для шоу, но историю свою мы должны хранить и помнить. Это — целое сообщество людей, которое занимается реконструкцией боев, костюмов, манер того времени, причем у них в арсенале все необходимое для различных времен и видов сражений. Занятие почетное, воспитывающее патриотизм и гражданскую ответственность за свою родину, историю и культуру.

Хочется сказать несколько слов об организации данного мероприятия. В нынешнем году из бюджетов всех уровней на него не было выделено ни рубля. Организатор, Томас Янчаускас, рассказал корреспонденту портала «Пенза-Онлайн», что власти предоставили ему площадку — поле за городом, произвели на нем скос травы и предоставили для охраны наряд полиции. Материальное обеспечение было организовано исключительно на пожертвования неравнодушных граждан. И это при том обширном составе участников, некоторые даже прибыли из-за границы.

Мы столько уже говорили в последнее время о туристической привлекательности региона. Мы отмечали, какое место в ее усилении занимает событийный туризм. Мы перечисляли эти самые знаковые события, которые являются визитной карточкой региона — в том числе и фестиваль «Марсово поле». Мы сидели бок о бок с чиновниками всех уровней, которые регулярно посещали все эти собрания и совещания и кивали головами, поддерживали нас и фотографировались с нами.

О чем они думали в тот момент — о поддержке событийного туризма? О том, как в «стопятый» раз поменять бардюрный камень вдоль дорог и укатать всю площадь Ленина в гранит и мрамор — вот уж усилится после этого привлекательность региона, что и говорить. Все приедут оценить красоту площади, на которой стоит ресторан быстрого питания?

Дорогие градоначальники и отцы региона! Как же мало стоят ваши слова, которые вы говорите на общественных мероприятиях о поддержке.

Мне уже не хочется, чтобы мои дети жили в Пензе. Половина моих знакомых согласна со мной, кто мог — уехали, кто не согласен — это те, у кого просто нет такой возможности. Кем будете руководить, начальники, не думающие о своем городе? Сколько еще осталось таких активистов, которые готовы сами собирать деньги на мероприятия, за счет которых вы повышаете свой рейтинг? Как долго эти люди смогут это делать?

Может, вы уже развернетесь к жителям лицом и создадите им условия для того, чтобы в городе действительно хотелось жить, приглашать сюда гостей, а, возвращаясь из путешествий, говорить: «А у нас-то и не хуже!» Чтобы все то, чем наша губерния гордится, происходило в ней благодаря местной власти, а никак не вопреки.

Фото автора

Похожие статьи