Эпатаж и душа. Книжная графика  Дали и Шагала в Пензе.
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
На прошлой неделе в Пензенской картинной галерее начала работу выставка «Сальвадор Дали. Марк Шагал. Графика из частных коллекций Германии».
Необычно. Странно. Дали и Шагал вот так просто, доступно, в чем подвох? Люди, интересующиеся искусством и выставочной деятельностью могут предположить сколько примерно стоят сами работы этих мастеров, а также их транспортировка, страховка и прочее и вполне объяснимо начать сомневаться в аутентичности экпонируемого, подозревать, что в провинцию «настоящих» Дали и Шагала вряд ли привезут, однако в данном случае все предельно честно.

Сальвадор Дали представлен на выставке сотней цветных гравюр, иллюстрирующих великое произведение Данте. В 1951 г. Дали получил заказ от итальянского правительства в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения поэта сделать серию иллюстраций к новому на тот момент изданию "Божественной комедии", однако позже этот заказ был отменен из-за политических перепетий. Но знаменитый сюрреалист не бросил начатое и в период с 1951 по 1960 г сделал по одному акварельному рисунку к каждой тысяче строк "Божественной комедии".
Проект в дальнейшем поддержал французский издатель Жозеф Форэ, для которого Дали в течении нескольких лет в двух парижских мастерских изготовил около 5 000 гравюр, повторяющих графическую серию.



Марку Шагалу в 1930 году французским издателем Амбруазом Волларом было предложено сделать серию иллюстрации к Библии, художник дабы напитаться впечталениями живой реальности даже отправился тогда в путешествие по Палестине, Сирии и Египту. Но судьба этих работ тоже не была простой, свет они увидели только в конце 50-х годов прошлого столетия. В выставочном пространстве представлено 76 литографий, отражающих шагаловское видение сюжетов библейских текстов.

Заведующая экспозиционным отделом Пензенской картинной галереи Нина Санталова - надежный проводник в мир прекрасного, именно Нине Владимировне адресовала я свои вопросы по поводу содержания экспозиции и всего того, что никак нельзя упустить, оказавшись в одном пространстве с этими работами.


  - Многим горожанам интересно, подлинные ли это работы двух гениев искусства прошлого века или же что-то сомнительное?

- Я хочу объяснить всем сомневающимся в подлинности привезенных в наш город работ. В изобразительном искусстве есть понятия графики авторской ( то есть это - рисунок, созданный карандашом, акварелью, гуашью и.т.д), сделанной в единственном экземпляре и графики печатной. Как бы издавались книги с иллюстрациями, если бы каждую художник отрисовывал вручную? Достаточно давно был изобретен офорт, то есть печать с доски. Доска может быть металлической, деревянной, это может быть линолеум или литографский камень – именно на этой доске работает художник. А потом с этой доски идет печать, десять первых копий считаются авторскими, все, что свыше – тоже до определенного количества делается в рамках безусловного авторства, ибо под каждой работой художник вправе поставить подпись. Сомневаться в том, что это Дали и Шагал не приходится, нужно лишь понять что за способ изготовления графических работ применен.

Эти работы, тем не менее достаточно дороги, не у каждого коллекционера есть возможность их приобрести, так что то, что они собраны воедино в рамках выставочного проекта – большая удача. Учитывая, что сами художники уничтожали в свое время часть из данных досок во избежание массового копирования, да, эти графические работы имеют большую ценность.

 - Какие цели преследуют организаторы этого проекта?

- Люди, организующие подобные выставки преследуют в общем-то одну цель: дать развитие выставочному процессу. Да, конечно, задача заработать деньги стоит, но деньги в данном случае в большей мере идут на развитие будущих проектов, нежели в карман организаторов. Когда просветительская и деловая стороны сбалансированы, то вероятность того, что не только в столицах люди чаще будут знакомиться с интересными выставками возрастает.

- Какая идея объединила этих художников в данном проекте?

- Философское отношение к вопросам бытия, которое ставил Данте, а воплотил Сальвадор Дали и, безусловно, Шагал с библейскими мотивами - они соприкасаются в своей сути.
Нельзя сказать, что на выставке представлены просто книжные иллюстрации. Во всяком случае не у Шагала точно. У Дали в большей степени именно поэтапная и конкретная работа, у Марка Шагала это все-таки нечто другое, это не доскональное обрисовывание сюжетов из Библии, а какая-то его личная, национальная связь. Он вопринимает и воплощает эти лица как своих прародителей, своих родных. Это своеобразная сюита, серия философских размышлений, толчком к которым послушили библейские сюжеты, это не строгое следование тексту, а что-то значительно более широкое.

Дали – он более прямолинеен в данном случае. Он вообще человек эпатажный, мир его на момент данной серии уже очень хорошо знал, ему важно было не забыть про свое лицо, дать всем понять, что он будет как-то совершенно по-своему показывать «Божественную комедию». Даже с Данте он не изменил самому себе, иллюстрации остались исключительно «далианскими». А вот у Шагала, если посмотреть, работы получились очень теплые, выполенные в мифологических традицииях еврейского народа, для него именно это было очень важно. Это тоже был заказ, тоже не сразу воплощенный, но это был более глубокий посыл, нежели у Дали, это - шагаловское размышление над «книгой для всех».





- В свое время подобные иллюстрации к Вечной книге и к книге Данте смотрелись дерзко, необычно, ибо казались неканоническими, как воспринимаются они сейчас?


- Точно так же. Эти мастера идут в авангарде и по сей день. До сих пор, визуально контактирующие с этими работами люди задаются множеством вопросов. Каждый художник был замкнут в определенной теме, но стремился выдержать определенную стилистику: у Дали мы встретим типичные для него «стекающие» предметы, заостренные жесты, Шагал более мягкий, в его графике в изображении женских лиц, например, угадывается лицо Бэллы - любимой жены и вообще очень сильны этнические черты в образах.

Оба художника - гении, превзойти их очень сложно, сколько бы попыток не делали современные художники. Мне кажется, дело в том, что у Дали и Шагала очень дальний посыл, гениальные разработки тем, которые воплощены не для того, чтобы просто похулиганть. Именно поэтому они остаются такими же острыми, востребованными, актуальными, соврешенно свежими и совершенно непохожими на работы сотен других художников.

  - Каждая работа сопровождается текстом. Это расшифровка смысла или именно то, на что художник отреагировал своим рисунком?

- Устроители этой выставки не просто взяли графику Дали и также не снабдили ее комментариями, а решили сопроводить конкретный рисунок соответствующим текстом из книги, все-таки не каждый человек читал Данте. Практически тоже самое и у Шагала – название библейского сюжета и никакого дополнительного пояснения.

- Если пофантазировать, то кого бы из художников добавили в этот ряд, чтобы продолжить линейку настроения, атмосферы?

- Очень многих можно было бы назвать, но как мне кажется, остротой, глубиной и подходом этот ряд логично бы продолжился работами Гойи. По внутреннему накалу они очень близки, особенно с Дали (недаром недавно совмещали их графику на столичной выставке), возможно у Гойи даже более страшно и мрачно.


И тем, кто хочет понять, почему же в одном зале оказались настолько разные художники, и тем, кому интересно узнать, как в их представлении могут выглядеть сюжеты двух вечных книг, и даже тем, кто просто хочет поставить себе галочку «я сходил на Дали и Шагала» можно смело планировать культпоход – выставка может быть не так ошеломляюще, как могли бы огромные полотна, но тем не менее определенно воздействует на зрителя.
Поразмышлять о тайнах бытия при посредничестве холодно-утонченной акварельной палитры Дали и наивно-жизнерадостной колористики Шагала в зале Пензенской картинной галереи можно будет до конца августа.
Источник: 61
Источник фото: фото автора

Похожие статьи