Джаз по-Цфасмански
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Недавно в большом зале Пензенской областной филармонии прошел концерт памяти Александра Цфасмана с участием творческих коллективов города. Мелодии из репертуара «отца советского джаза», сочиненные им самим в соавторстве с другими людьми и просто музыка других авторов, которые знали Цфасмана, дружили с ним, заполнили на этот вечер зал.

2.jpg

Отец советского джаза


Александр Цфасман — заслуженный артист РСФСР, советский пианист и композитор, аранжировщик и дирижёр, директор оркестра и публицист, а также известный общественный деятель. Он — один из основателей так называемого советского джаза, руководил несколькими джазовыми коллективами, в том числе джаз-оркестром Всесоюзного радио.

Память этого выдающегося человека пришли чествовать на большой филармонической сцене различные коллективы и солисты города. Пензенский муниципальный духовой оркестр занимал основное место в происходящем на сцене. Он исполнял музыку, сочиненную самим Цфасманом, и ту, которую музыкант в свое время исполнял. Оркестр играл сам и в компании с солистами — виртуозами (Лаурой Королевой, Екатериной Бородиной, Тимофеем Николаевым и другими).

IMG_20170329_200608.jpg

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовала с руководителем Пензенского муниципального духового оркестра, дирижером Анатолием Набережным.

— Почему решили поучаствовать в этом концерте?

— Участвуем, чтобы показать, что из его репертуара у нас тоже кое-что имеется. И это — определенный уровень, конечно. В 2006 году праздновался 100-летний юбилей Цфасмана. Замечательный композитор, аранжировщик, пианист-виртуоз. Этому человеку цены в то время не было. В конце 20х годов прошлого века он организовал джазовый ансамбль. Цфасман был пропагандист, пропагандист джазовой культуры. Как я вспоминаю, когда праздновали его столетие в Москве, музыканты со всего света такое вытворяли!

— А как же ему это удалось провернуть в Советском Союзе? Что тогда делали с присказкой «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»?

— У него не было на самом деле такого джаза, который мы имеем сейчас. У него были симфо-джазовые оркестры. И практически все они играли симфонические произведения. Он сам и исполнитель, и сочинитель — композитор, сочинил большое количество произведений. И мы на концерте, посвященном его памяти, играем джазовую сюиту. В ней нет такого джаза, как сейчас у нас. Я брал эту фортепианную сюиту из партитуры симфонического оркестра, и там таких джазовых инструментов, как саксофон, например, нет. Очень все культурно, красиво — по Цфасмански.

Что касается джазовой сюиты, то мне посоветовал ее взять Михаил Кокорин, заслуженный артист России. Потихонечку ее переделали под духовой оркестр. Это очень сложный процесс адаптации симфонического произведения для духового оркестра. Что из этого получилось, пусть судят зрители. Пианистка у нас будет солировать замечательная. Конечно, некоторых инструментов для исполнения этого произведения мне не хватает. Если струнные играют одними приемами (пиццикато, к примеру), то духовые немножко другими, и звук от этого получается иной. Для них это очень тяжело.

За темпом Цфасмана никому, конечно, не угнаться. Но мы все равно постарались попробовать. Сыграем такие его произведения, как «Танго», «Звуки джаза». Что касается джазовой сюиты, мы играем четыре произведения: «Снежинки», «Полька», «Лирический вальс» и «Быстрые движения». Третий месяц мы его репетируем, для духового оркестра это очень тяжело воспроизвести.

Еще мы играем вещи из его репертуара: «Грустить не надо», «В парке Чаир» — вместе с вокалистами. Главное во всем этом — вспомнить прекрасного музыканта, человека, который сделал много для российской музыки. Это джаз в нашей российской манере. Играем еще и Шостаковича. Давно был такой фильм «Незабываемый 1966 год». Шостакович говорил, что он написал для этого фильма целый концерт для фортепиано и не знал, кого пригласить. Пригласил Цфасмана. После того, как он сыграл кусочек, Шостакович поблагодарил его и сказал: «Я и сам так не сыграю».

Музыка советского джаза


Вот такой он был, Александр Цфасман. И память о нем живет в его произведениях, его музыке. Концерт, который был посвящен творчеству музыканта, прошел на одном дыхании. Джазовая музыка вообще очень динамичная, а русскому уху тем более привычна адаптация советских времен. Некоторые вещи действительно сложны, под силу только истинному виртуозу их исполнить. Лаура Королева справилась с этой задачей. Интересно было наблюдать, как порхали руки пианистки при исполнении произведения «Снежинки».

IMG_20170329_192503.jpg

 Пальцы просто летали по клавишам. Вместе с ними парили руки дирижера Анатолия Набережного, звуки сыпались точно, как перестук по ледяной поверхности маленьких кусочков льда. Словно возникали в воображении, сверкая ледяным кружевом, причудливые снежинки, которые с хрустальным звоном падали на гладкую поверхность. А под звуки веселой «Польки» и правда хотелось броситься в пляс.

Артисты с душой исполнили композицию «Неудачное свидание», которая хоть и знакома каждому, но всегда в чьем-то другом исполнении звучит по-разному. Пензенский муниципальный духовой оркестр публика не хотела отпускать со сцены, музыканты исполнили еще произведение «на бис».

В Пензе множество прекрасных творческих коллективов, работающих в различных жанрах. Очень приятно и интересно наблюдать их работу с различными репертуарами, перевоплощение, уход от стереотипов. И замечательной традицией стало проводить такие мероприятия, посвященные памяти известных людей. Это позволяет вспомнить легендарные личности, их творчество, узнать что-то новое и просто насладиться замечательной работой артистов.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи