Джаз май 2018: впечатления посвященного
Журналист
Журналист
Стартовавший вчера фестиваль наиболее точно по нашему мнению охарактеризовала известная в Пензе журналистка Татьяна Мажарова, поделившаяся своими впечатлениями в Facebook:

22.jpg

Ну что, открылся «Джаз май», господа. Что вы почувствовали? Я вдруг почувствовала, что джаза не хочется, вот просто джаза джазового, и если я еще хоть раз услышу какой джазовый стандарт, то заплачу, заскучаю и начну думать о чем-то другом, не о музыке.

Я, причем, это не сегодня так подумала, а уже неделю назад где-то, когда делала программу про джазовые альбомы, вышедшие в этом году. Как вижу пластинку с певицей какой красивой и томной на обложке, так сразу чую — пахнет фоллинг ливзами, и так оно и оказывается. И я не беру эту певицу в программу. Такая вот мелкая тирания. И среди всех тех альбомов, с которых я что-то ставила, мне больше всего понравился альбом Joachim Staudt, который (если не лень будет ознакомиться) даст вам понять, что от традиции там почти и нет ничего. А, ну нет, вру, из традиции мне понравился Southside Johnny перепевший песни Билли Холидей (но блюзовым вокалом).

И сегодня поняла, что как же круто, что приехал Айги. Для вот таких, как я, которые в рамках этого нашего феста всегда выходили самые довольные с концертов, про которые умные люди говорят «ну это, строго говоря, не джаз».

Буковски, Dock in absolute, Крамер, наконец, (и список можно продолжить) — это как раз все они. И именно они — мои самые мощные музыкально-эстетические воспоминания от разных лет. А я-то все думала, чего мне от биг-бэндов тоскливо, почему я не визжу от признанных саксофонистов, чего меня интровертность виртуозов не вштыривает?

Почему — а по кочану, оказывается. Не спешите только думать, что я тут совершаю каминг-аут, что и джаз-то не люблю. Люблю. Но наш Джаз-май я люблю в первую очередь за возможности пришвартоваться в демократичному порту традиции всему нетрадиционному. Под шумок. Как бы мы тут иначе все это услышали?
А никак. Спасибо, что есть эта серая зона, эта площадка для трюков, Джаз-май.

Надо что-то написать про «Экспресс-Бэнд»? Напишу. Они стареют. Не помню, в каком году мне реально понравилось, как они работают на фестивале, но это было давно. И дело не в возрасте музыкантов, а в отношении. Оно чувствуется. Вообще о контрасте первого и второго отделения можно сложить какую-нибудь былину.

11.jpg

У Айги тоже вышли мужчины возрастные. Но отчего-то совсем другие. С другими степенями свободы и раскованности.

Вообще раскованность — ключевое слово этого концерта для меня. Я понятия не имею, как бы это слушалось просто на диске, я возможно бы и не смогла, особенно со своей профтравмой — «3.40 — и смена исполнителя», я и любимчиков альбомами иногда уже слушать не могу.

Но живое действо — оно же вообще все меняет. Там каждый пассаж пианиста идет вместе с расстегнутой манжетой, партия трубы — с чертовщинкой во взгляде трубача, которого (по виду можно подумать) дернули с мотофеста какого, наконец сам Айги, на которого смотришь и думаешь: нифига себе, вот это все — из него одного??? Как? Что за стихия?

Я первым делом видела на сцене композитора, а уже потом музыканта. (Вот мне одной показалось, что бас был перегружен, и струнная секция выведена хуже всего по звуку? а ужасно хотелось выслушать именно Айги-музыканта и виолончель — тоже отличный был музыкант, очень чуткий, но как только вступал бас — все почти погибало. Или это мой первый ряд все испортил и только там такая слышимость?)

Автора мало того, что можно узнать по отсутствию нот перед ним ( а у всех остальных они есть:)), но еще и по ощущению, что у него все под контролем. И это при ветрах разных направлений, каких-то темпах, приемах и тканях, срастающимся как им заблагорассудится внутри музыки, но в итоге оказывается что именно так и задумано.

Айги уверен в своей музыке. Его по-хорошему так заносит, но всегда есть чувство, что в блоке отрыва от реальности о ней помнят, что американские горки в парке не сломаны и воздушный шар нормально приземлиться, то есть слушатели в общем-то без особых проблем окажутся в конечной точке щедрого на эмоции путешествия длиной в композицию.

Это вам не Винни-пух с абсолютно джазовой ситуацией — посидеть и поесть, потому что «что-то еще осталось», а потом неспособность вылезти из норы, в которую зашел (а у меня на исконно джазовых концертах иногда такое ощущение и складывается, все импровизируют от изобилия в шкафах и холодильниках, а мысль-то ушла давно).

Я бы могла еще всяких глупостей написать и сравнений, но я добавила Алексея в друзья и мне поэтому уже тоже стоит притормозить:)))) мне ему еще текст посылать...

Фото Т. Мажаровой


Похожие статьи