Двойной вековой юбилей у Пензенского драматического театра
Журналист
Журналист
Елена Качурина

В октябре Пензенский драматический театр имени А.В. Луначарского празднует две юбилейные даты: 3 октября — 100 лет со дня открытия здания театра на нынешнем месте и 15 октября — 100 лет со дня показа в этом здании первого спектакля.

Пензенский драматический театр имени А.В. Луначарского

О том, как все начиналось…


На протяжении многих десятилетий единственным публичным увеселением пензенцев были ярмарочные балаганы, на смену которым к концу 18 века пришли новые зрелища — спектакли любительских, крепостных и казенных театров.

Одним из самых известных в России того времени был домашний театр богатейшего помещика Алексея Емельяновича Столыпина, владельца домов в Москве и имений в Поволжье, пензенского губернского предводителя дворянства.

Театральную атмосферу нашего города создавали крепостные театры князей А.Б. Куракина и С.Ф. Голицына, помещиков Г.В. Гладкова, Н.Е. Струйского, А.Н. Арапова, Бахметьевых и других.

В конце 1793 года на Троицкой улице в усадьбе надворного советника Дмитрия Егоровича Полчанинова возвели новое здание театра на 100 мест, созданное по инициативе пензенского вице-губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукого. Как правило, в то время на сцене играли дворяне и чиновники, зрителями были люди того же сословия. Но уже через три года в состав театральной труппы вошли и профессиональные актеры. Так в Пензе произошло знаменательное событие — рождение общедоступного театра.

Это поспособствовало тому, что город на Суре стал приближаться к почетному титулу театральной столицы российской провинции. В первой половине 19 века наша губерния по количеству театров занимала третье место после Москвы и Петербурга.

Новое здание театра на Базарной


3 октября 1916 года на Базарной площади (ныне Театральной) открылся Народный дом имени Императора Александра II. В то время подобные названия носили общедоступные культурно-просветительские учреждения.

Архитектором здания был выпускник Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров Алексей Евгеньевич Яковлев. Он стал победителем Всероссийского конкурса 1910 года на разработку проекта народного дома в Пензе.

Алексей Евгеньевич Яковлев

— Арендатором Народного дома среди прочих стало Общество драматического кружка имени В.Г. Белинского, незадолго до того отметившее свое 20-летие. До этого спектакли в основном играли на площадке Верхнего гулянья (ныне ЦПКиО имени В.Г. Белинского). В 1918 году драматический кружок стал называться Гарнизонным театром, но уже через два года ему было присвоено имя А.В. Луначарского, — поясняет руководитель литературно-драматургической части Пензенского драмтеатра Виталий Соколов.

Первый спектакль


Уже 15 октября кружковцы показали на сцене Народного дома первый спектакль, которым стала комедия А.Н. Островского «Бедность не порок».

— К сожалению, об этом историческом факте у нас нет больше никаких сведений. Нам даже точно не известно, кто готовил постановку этого спектакля. Скорее всего, этим занимался А.И. Тунков, на тот момент главный режиссер театра. Самое интересное, что традиция, связанная с постановкой спектаклей по произведениям А.Н. Островского, в Пензе сохранилась.

В нашем репертуаре и сейчас есть комедия «Бедность не порок». Пензяки вообще любят этого драматурга и с большим удовольствием ходят на спектакли по его пьесам. Начиная с послевоенного времени в нашем театре было тридцать две постановки по Островскому – то есть они создаются примерно каждые два-три года, — подытожил Виталий Германович.

Что же получается — пензенские зрители спустя столетие не изменили своим вкусам? Или это касается только определенного автора, который в своих произведениях ставит вечно актуальные проблемы? Ответ на этот вопрос у каждого зрителя будет, наверное, свой. Тем не менее, факт остается фактом. Только в октябре месяце в репертуаре Пензенского драматического театра имени А.В. Луначарского два спектакля по пьесам А.Н. Островского — «Последняя жертва» и «Поздняя любовь».

Похожие статьи