Дружить домами. «Ночь искусств» Театра доктора Дапертутто и «Кукольного дома»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Кому-то может показаться, что восторженный московский зритель, неведомым образом оказавшийся в пензенском Театре Доктора Дапертутто, — это уже легенда, призрак, беспроигрышный ход для укрепления статуса, но стоит в очередной раз попасть в пространство дома Мейерхольда — так непременно встречаешь такого человека.



На сей раз это была очень общительная женщина, которая пыталась узнать у нас, местных, есть ли какие-то пути приобретения билетов, кроме установленного, не случается ли чудес с покупкой билетов «с рук» — настолько захватило ее мистическое настроение от посещения музея — так самое интересное, что на спектакль в конце концов она попала (не без помощи чудес и совпадений).

Впрочем, встреча в рамках «Ночи искусств» 4 ноября вообще собрала в историческом здании, кода-то принадлежавшем семьей Мейерхольдов все типы зрителей: старожилы, давно знакомые с театром и его постановками, неофиты, посмотревшие несколько спектаклей и влюбившиеся в атмосферу и зрители потенциальные, не имеющие возможности стать реальными из-за той самой строгой установки с билетами (последняя суббота месяца и легендарная очередь, образующаяся «с первыми петухами»).

На акцию «Ночи искусств» тоже предсказуемо образовалась очередь, каждый, кто подходил, тревожным взглядом окидывал собравшихся и прикидывал в уме, хватит ли местечка. Понимая, что может не хватить — тем не менее, оставался.

Рассадка всех желающих в бывшей гостиной Мейерхольдов, ныне являющейся зрительным залом, пожалуй, самый фантастический аттракцион этого вечера. Служащие театра, по их словам, задействовали «всю возможную мебель дома Мейерхольда», исключая экспонаты, впрочем, часть зрителей готова была и постоять.

Что касается программы вечера, то многим, наверняка хотелось бы пообщаться с актерами или режиссером театра — Натальей Кугель, но стоит учесть, что непосредственно перед открытием дверей для «ночь искусственников» только что закончился спектакль — это раз, ну, а во-вторых, коллектив ТДД никогда не отличался публичностью, и во главу угла здесь всегда в первую очередь ставится театр как явление, как цельный организм, а не как успех отдельных людей.
Максимально открываясь во время камерных постановок, актеры вполне предсказуемо могут захотеть несколько дистанцироваться в обычной жизни.

Главной ответственной за настроение и наполненность вечера стала заведующая фондами музея В.Э. Мейерхольда — Светлана Дмитренко. Тем, кто впервые оказался в ТДД или не так много знал об истории театра и его названия, о фактах, связанных с творческой деятельностью великого режиссера современности, и ее истоках так или иначе связанных с Пензой, о традициях заложенных Мейерхольдом в театральном искусстве, был, наверное, наиболее интересен этот рассказ. Однако даже более подкованных зрителей ожидало несколько сюрпризов, открывались какие-то детали, до того ускользавшие от внимания.



Весьма любопытно было посмотреть небольшую видеонарезку отрывков из первых спектаклей данной театральной труппы, которые сейчас уже не играются. Фрагменты «Практики частных явлений», «Зимней сказки» и «Моцарти Анны», конечно, не дали полного представления о данных постановках, но какое-то количество «крючков» для того, чтобы зацепить, заинтересовать, вызвать желание каким-то образом их все-таки увидеть, безусловно, было заброшено. Интересно, есть ли в театре полные версии спектаклей в записи? Это могло бы стать отдельной темой, в том числе и для творческих вечеров.

Также Светлана Дмитриенко отметила, что огромную роль в успехе спектаклей играет музыкальное и визуальное оформление, на сцене находилось несколько оригинальных костюмов из постановок ТДД, которые потом при желании можно было детально рассмотреть.

Упомянув о том, что и сам Мейерхольд очень любил театр марионеток, и в постановках ТДД часто используются самые разные маски, куклы и оригинальный авторский реквизит, Светлана Дмитриенко пригласила на сцену актеров театра «Кукольный дом» — Марину Прошлакову и Ольгу Шнитко, которые привнесли совершенно новые настроения в атмосферу вечера.



Для многих зрителей не является секретом, что коллективы данных театров связывают многолетние творческие отношения. И дело не только в консультациях по поводу реквизита. Немало актеров ТДД в разное время становились актерами «Кукольного дома», а достаточно большое количество их поклонников, устремляясь за кумирами в новый для себя храм искусств, через некоторое время становились завсегдатаями и этого театра, до сих пор в сознании многих жителей нашего города являющегося театром для детской аудитории.

Конечно, те зрители, которые хорошо знакомы с репертуаром «Кукольного дома», в курсе, что у театра есть несколько спектаклей для взрослой аудитории, причем все эти спектакли высоко оценены на самых разных российских и международных театральных фестивалях.

В активе пензенских кукольников — несколько «Золотых масок» и, кстати, в этом году театр представлен своим спектаклем «Попугай и веники» во всех существующих для кукольных театров номинациях: «Лучший спектакль», «Работа режиссера», «Работа художника» и «Работа актера». Но даже детские спектакли «Кукольного дома» всегда несут в себе нечто такое, что маркирует их исключительно нижним возрастным зрительским пределом — взрослые не то, что не скучают, они сами становятся детьми.



Как только Марина и Ольга представили вниманию зрителей своих «рукотворных коллег» — Медведя и Зайку из спектакля «Сказка дождя» и сыграли небольшую сцену из этой постановки при минимуме декораций и реквизита — стало ясно, что большинство зрителей словно только и ждало, когда их внутренних детей выпустят пошалить и от души порадоваться.

 Медведь и Зайка отправились в триумфальное путешествие по рядам, к ним присоединилась еще пара марионеток из других спектаклей, демонстрирующих другие разновидности театральных кукол, и пока все они становились участниками многочисленных сэлфи и групповых фото, Марина и Ольга эмоционально и искренне рассказывали об эпизодах своей актерской жизни, о некоторых особенностях разных спектаклей.

Самое главное, все почувствовали, что да, у актрис «Кукольного дома» был необходимый заготовленный для мероприятия минимум информации для зрителей, но спонтанных, возникающих по ходу мыслей и воспоминаний, экспромта было гораздо больше.

Неизвестно, был ли у устроителей акции некий план по развитию сюжета вечера и последовательного вовлечения зрителя в мир сразу двух достаточно разных пензенских театров, или это получилось само собой. Главное, что творческая, дружественная атмосфера в результате захватила буквально всех присутствующих, вызвав желание чаще встречаться.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи