«Дон Жуан или любовь к геометрии» в  постановке Театра Доктора Дапертутто.
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Премьерный спектакль этого сезона «Дон Жуан или любовь к геометрии» удалось посмотреть только в начале марта, что, собственно, не удивительно, учитывая сложную ситуацию с возможностью попасть в этот театр вообще. Будучи не очень склонной к романтизации действительности, все-таки рискну заметить, что весной эта постановка смотрится особенно, потому что, сами понимаете: и солнце по-другому светит, и пень березкой снова стать мечтает.

457.JPG

Это поначалу кажется даже слишком прямо: опять Дон Жуан, ну сколько же можно, что мы там еще не видели? И тем не менее, современные драматурги постоянно возвращаются к этой теме, по всему миру идут десятки спектаклей-вариаций на тему похождений «севильского озорника». Так что же хотят донести авторы и режиссеры-постановщики берясь за эту историю в наше время?

Швейцарский драматург Макс Фриш написал свою пьесу в 1952 году, сломав некие стереотипы о герое, чье имя стало нарицательным. Его Дон Жуан изначально очень застенчив, чувствителен и интеллектуален. Юношу совершенно не интересуют женщины, его отец — старый дон Тенорио постоянно воет и жалуется на недопустимое девство своего отпрыска. Все, чем живет дон Жуан в свои двадцать лет — это книги и геометрия. Даже посещая публичный дом, он видит в тамошних девицах лишь потенциальных партнерш по игре в шахматы.

Дон Тенорио в сговоре с падре Диего, а также Командором и его женой навязывают Жуану свадьбу с донной Анной — дочерью Командора, но юноша очень боится этого действа, ему хватает сил сказать «нет» на брачной церемонии. Впрочем, для этого «нет» поводом является не только любовь к геометрии, но ряд спонтанных и ярких событий, предшествоваших дню свадьбы. Фактически, Дон Жуан — заложник обстоятельств, возможно он даже достоин сочувствия, вроде бы все в канве содержания к этому и подталкивает, однако расстараться в жалости к нему как-то не получается. Слишком уж быстро и ловко вцепился Дон Жуан в свою боль, слишком экзальтированно его поведение при первой же эмоциональной неудаче в жизни. Словно по щелчку место всего взвышенного — и геометрии, и толком непрочувствованной любви занимает жестокий демонстративный цинизм и всепоглощающая скука. Дон Жуан вскрывает женщин, как сейфы, не нуждаясь, в общем-то, в их содержимом.

В спектакле два Дон Жуана. Молодого играет актер Влад Шабанов, его Жуан-ботаник в круглый очках очень правдоподобен, впрочем не забываем, что одновременно же герой является юным волнующим женские сердца красавичком, «грациознее остальных спрыгивающим с коня» — и это Шабанову тоже удается на все 100%.

А вот Дона Жуана зрелого играет Алексей Водопьянов, в первой половине спектакля предстающий в роли Командора. Это становится не только традиционным для ТДД перевоплощением одного актера сразу в нескольких персонажей по ходу пьесы, но и неким символом. Грубый, напыщенный, глупый и местами жалкий Командор словно бы находит свое продолжение в характере постаревшего Жуана.

Этот человек совсем ничего не может сделать со своей жизнью, управлять ею у него совершенно не получается, вернее, так он все это пытается преподнести. Как легко было все свалить на жестокость судьбы, когда ты юн и тебя в какой-то степени обстоятельства загоняют в угол. И как жалки подобные попытки задекларировать свою беспомощность и прописаться в тупике, когда ты давно уже не мальчик, при этом продолжать соблазнять женщин, разрушать браки и с выражением скуки на лице нести этот крест.


Интересен финал пьесы, однозначного толкования которому я бы не давала: хорошо Жуану или плохо в итоге — у зрителей могут возникнуть разные версии. Впрочем, независимо от того, вызвал ли главный герой симпатию или антипатию этот финал парадоксально одинаков в утверждении, что «так ему и надо, получил по заслугам».

Немного о внешней стороне спектакля. На сцене — два портрета: «Дон Диего де Вильямайор» Хуана Пантохи де ла Круса — парадное изображение знатного блестящего юноши и образ Мэри Ратвен — жены Антониса ван Дейка.
Эти двое «написанных» словно бы отвечают каждый за свое: около портрета дона Диего чаще всего происходят «мужские» сцены, на «женской» же половине — и истерики, и признания, и беседы за хересом, в центре сценического пространства концентрируется все вне зависимости от пола.

Всем известно, что количество актеров в ТДД невелико, каждому из них приходится исполнять несколько ролей за спектакль, так вот, паузы с перевоплощением удачно были замаскированы танцами человека в маске (актер Марат Хадиуллин) под музыку Пьяццолы в скрипичном варианте. И вообще спектакль очень музыкальный и полон пластики, и лицезрение танцующих мужчин крайне бодрит. Актерам ТДД пора давать мастер-класс по танцам в компактных условиях.

Основные цвета постановочного реквизита и костюмов — чёрный и белый (юность дона Жуана), в «возрастной части» добавляется красный и его оттенки.

И как же обойтись без интерактива в спектакле о поисках любви! Зрительницам, желающим получить чуть больше эмоций, стоит прийти пораньше и сесть в первом ряду: юного Жуана ищут под стульями, а таинственный танцор можно внезапно пригласить присоединиться к происходящим страстям.

Помимо исполняющих двух Жуанов актёров хочется отметить игру Ильи Бирюкова, на чьи нехрупкие плечи в этот раз выпала доля играть сразу две женские роли, и Ивана Коновалова, чей дон Диего стал, пожалуй, самым обаятельным и обстоятельным персонажем постановки. Именно в уста этого очень гедонистически настроенного клирика вложены рассуждения о роли театра в современной жизни. Иногда кажется, что все пьесы, которые появляются в этом театре отбираются Натальей Кугель именно по этому критерию: наличие монолога или диалога о театре. В данном случае епископ, рассказывая о посмотренной им постановке пьесы о Доне Жуане, говорит:

— Придумано довольно остроумно: Дон Жуана действительно поглощает ад, и публика испытывает ужас и сострадание. Вам обязательно надо посмотреть этот спектакль, Дон Жуан.

Дон Жуан: Посмотреть, как меня поглощает ад?

Епископ: А что еще остается театру? Показать правду — невозможно, ее можно только выдумать.

Ведь у пьесы Фриша свой финал и свой, видимо, ад (хотя опять же — кому как).

И даже если допустить, что всю правду театру и сейчас показать невозможно, то выдуманное и показанное в постановке к раздумьям все же подталкивает.

Многим же интересно, когда над нечестивцами разверзнутся небеса, и как долго будет им позволено безнаказанно безобразничать, и что же должно произойти такого, чтобы эпоха, наступление которой предрекает Дон Жуан, эпоха «пустая и никчемная, но смелая от сознания своей безнаказанности» немного приостановила свое развитие. Если ты сходил в театр и посмотрел такую пьесу, у тебя хотя бы появляется вариант ответа.
Источник фото: Фото автора

Похожие статьи