Дом русского зарубежья представил в Пензе личные архивы А. Солженицына
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
В рамках IX выставки-ярмарки «Мир книг на Пензенской земле», проходившей на базе областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, 24 ноября состоялась открытая лекция Галины Тюриной — кандидата исторических наук, заведующей отделом по изучению наследия А. И. Солженицына Дома русского зарубежья.



На одном из первых кадров презентации — широко улыбающийся писатель. Галина Андреевна замечает, что на этом снимке Солженицын запечатлен на перроне вокзала Пенза-I. В 1995 году он был в нашем городе, и, по словам Тюриной, многие исследователи его творчества любят именно это фото, потому что эмоции, которые оно передает, были определяющими для Солженицына, путешествовавшего по многим русским городам после своего возвращения на Родину.

Дом русского зарубежья с 2010 года носит имя писателя, хотя сам Солженицын всегда дистанцировался от понятия эмиграции, поскольку считал что принадлежит России, за пределами которой оказался не по своей воле. И хотя к русскому зарубежью он себя не причислял, его роль в воссоединении двух ветвей русской культуры, разъединенных событиями 1917 года, велика.

Пользуясь большим авторитетом в мире, он призывал эмигрантов оставлять воспоминания о периоде их жизни, совпавшим с переломными годами в России и первыми годами на чужбине, они охотно присылали ему воспоминания. Основой фонда Дома стал личный архив Солженицына, в который с 1975 года поступили эти интересные свидетельства.

В Доме русского зарубежья был организован научный отдел, который занимается наследием писателя. Солженицын, по словам Галины Тюриной, по всей видимости — последний писатель, оставивший после себя колоссальный рукописный архив.

Однако главной темой своей лекции Галина Тюрина выбрала не творческую лабораторию писателя, а новые материалы, которые только сейчас доступными для широкой аудитории: фотографии, личные вещи, документы. Собравшимся открывались удивительные факты: Солженицын уже в 8 лет решил стать писателем и слайд с издававшимся юным Сашей собственным журналом — тому доказательство.

Другие архивные материалы — не менее знаковые. Сменяя на слайдах друг друга, они, сопровождаемые рассказом Тюриной, давали картину жизни писателя. Фото родителей, блестящие аттестаты, блокноты, чернильница, фронтовые награды, страшные бумаги с приговорами, фото шарашек, нашивки из более суровых мест заключения, где имена заменяли номерами…

И снова фото: степной край, где писатель отбывал ссылку, болел, работал учителем, а затем — Рязанщина, крестьянка Матрена, собственноручно сколоченный стол для работы в саду, журнал с опубликованной повестью «Один день Ивана Денисовича», соратники, помогавшие сохранить рукописи…

Долгая жизнь Солженицына включила в себя несколько исторических эпох. Все испытания , выпавшие на его долю, так или иначе соотносятся с переломными событиями в России и, конечно, в рамках одной лекции обозреть их невозможно.

Мы поговорили в Галиной Тюриной о том, где искать настоящие факты о жизни писателя и о восприятии Солженицына в современном обществе.

— Какие книги, посвященные жизни и творчеству Солженицына вы порекомендуете?

—  Александр Исаевич — фигура очень значимая, поэтому главные исследования, ему посвященные, весьма объемные. Очень рекомендую биографию, которую написала Людмила Сараскина. Людмила Ивановна — известный исследователь, писатель,  у нее свои оценки литературного труда и общественных шагов Солженицына, но эта биография абсолютно достоверная по фактам, там все выверено: имена, даты, места и т.д.  Это исключительно важно, поскольку литература о Солженицыне изобилует такими ошибками. Это следствие очень необычной жизненной и творческой судьбы писателя. Сначала он в течение десятилетий, в условиях идеологического давления был писателем-подпольщиком, вынужденным держать в тайне сам факт творческой работы.  

В 1962 году его напечатали, публикация «Одного дня Ивана Денисовича» более того, он был выдвинут на соискание Ленинской премии. Однако одновременно с этим началась идеологическая борьба с его творчеством. Уже в  1963 году Солженицына в печати начали ругать, в 1967-ом началась открытая травля. Одним из приемов борьбы с писателем была откровенная клевета, например, еще в 1960-е годы начали говорить, что он попал в ГУЛАГ не по политическому обвинению, а по уголовному.

После публикации в декабре 1973 года в Париже «Архипелага ГУЛАГа» Солженицын стал идеологическим врагом номер один. Все те мифы о Солженицыне, которые мы встретим сегодня, в частности, на просторах интернета, были изобретены тогда, в 1970-х, в целях дискредитации писателя на родине и за рубежом. Они продолжают тиражироваться теми людьми, которые так или иначе не согласны с Солженицыным. Например, наши сегодняшние коммунисты переняли от предшественников эстафету ненависти к писателю за то, что он как никто другой точно сформулировал, в чем была преступность советского режима в СССР, развернувшего небывалый в истории террор против собственного народа.

Есть еще официальный сайт Солженицына, на нем представлены эталонные тексты его произведений и, конечно, биография и литература о творчестве.

— Как сейчас по вашим наблюдениям относятся к Солженицыну в обществе?

— Сейчас довольно интересное время. Отношение к Солженицыну часто транслирует отношение к тем или иным историческим вопросам или темам современной реальности. Наше общество не едино по всем этим позициям. Например, нынешний год, год юбилея революции, очевидно обнажил, насколько наше общество расколото в вопросе отношения к собственной истории. Солженицын всегда имел определенное мнение и четко его выражал, кто-то его резко не принимает.

Например, уже упомянутые коммунисты просто его ругают, не гнушаясь никакими выражениями. Сам Солженицын никогда не был против дискуссии, всегда отвечал оппонентам: «Давайте обсуждать по пунктам, с какой моей фразой или какой моей мыслью, вы не согласны?» Такая цивилизованная дискуссия имеет место крайне редко, ведь для этого надо прочитать что-то и подумать. Чаще  этого не делают, а просто повторяют как попугаи друг за другом огульные обвинения, не удосужившись проверить их основательность. 

Читатели-почитатели у Солженицына во множестве есть и сегодня, хотя, наверное, их меньше, чем в 1990-е годы, когда наша страна после десятилетий запрета впервые получила возможность познакомиться в полной мере с его творчеством. Так всех классиков теперь читают меньше, думаю, к сожалению, Некрасова нынешнее молодое поколение знает не лучше, чем Солженицына. У нас сейчас самый главный аргумент во всем – окупаемость, книги, которые не раскупаются, просто не издаются.

Тем не менее, количество изданий Солженицына, которые выходят в свет ежегодно, довольно внушительное. Есть внимательные читатели, которые находят в его книгах и публицистике остро актуальные сегодня темы, которые касаются не только России, но и всего мира.

— Какие мероприятия будут проводиться в следующем году к столетию писателя?

— Мероприятия будут проводиться во множестве, на разных уровнях. Запланированы установка в Москве памятника Солженицыну,  открытие мемориальной квартиры на Тверской, где писателя арестовали в феврале 1974, создание музея в Рязани, где он создал своего «Ивана Денисовича», и многое другое. Вот, в вашей пензенской библиотеке будут делать зал его имени. Вспоминать писателя в юбилейный год будут и за пределами России, напомню, Солженицын —  лауреат Нобелевской премии, его книги переведены на множество языков. 

Будет круглый стол в ЮНЕСКО, выставки и конференции в различных университетах и культурных центрах.  
Мероприятий запланировано много, и все они должны способствовать, в первую очередь, тому, чтобы люди встретились с книгами Солженицына. Напрямую, без посредничества интерпретаторов и комментаторов, тем более, не добросовестных.

Так сложилась судьба писателя, что препятствий между ним и читателем много было воздвигнуто при его жизни, продолжают они возникать и по смерти. Разрушить их может только самостоятельное чтение произведений, ведь только так человек может составить собственное суждение о творчестве писателя.

Источник фото: фото автора

Похожие статьи