Что ждет достопримечательности парка Белинского?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Русские горки и планетарий, смотровая площадка и канатная дорога — наверное, большинство жителей нашего города иногда испытывают ностальгию по этим объектам. Некоторые из них обречены остаться в прошлом, а некоторые могут возродиться в обозримом будущем. О судьбе достопримечательностей, связанных с ЦПКиО имени В.Г.Белинского, мы беседуем с директором парка Еленой Евгеньевной Савельевой.



Планетарий


— Елена Евгеньевна, о восстановлении планетария говорится много лет. Вопрос даже привлек внимание губернатора. Стоит ли надеяться на то, что воз сдвинется с места?

— Все сложности этой работы в том, что планетарий имеет статус памятника. И даже чтобы поменять дверь или наличники, мы должны получить соответствующее заключение. Плюс вопрос денежных средств — в последние годы в бюджете находились более приоритетные направления затрат.

Сегодня мы ждем денежные средства на разработку проекта. За прошедшие годы мы успели подготовить качественное техническое задание, осталось внести некоторые уточнения. Когда будет готов проект, начнутся реставрационные работы.

— И о каких сроках можно говорить?

— Вообще, ставить сроки не моя компетенция. Но, исходя из своего опыта в строительной сфере, могу предположить, что разработка проекта и согласование во всех инстанциях займет около года. Строительные работы, учитывая, что объект не самый большой, могут быть завершены в течение двух лет. Плюс сроки, отведенные законом на закупочные процедуры. Но, опять же, все зависит от своевременного финансирования на каждом этапе.

Русские горки и колесо обозрения


— В конце прошлого века многие приходили в парк специально, чтоб прокатиться на русских горках. В парке будут экстремальные аттракционы?

— Конечно, о реконструкции старых русских горок речи не идет. А новые стоят миллионы евро. Для нас это суммы неподъемные. Но есть и другая сторона вопроса. Иметь возможность отдыха в ЦПКиО должны все категории населения: не только подростки и студенты, но и молодые мамы с маленькими детьми, и пенсионеры. Экстремальные аттракционы это всегда шум, крики, суета. Думаю, в парке Белинского должна поддерживаться та атмосфера, которая существует сейчас и которая комфортна для всех посетителей.

Сейчас строительство экстремальных аттракционов запланировано в городе Спутнике. Приходится слышать опасения, что это оттянет поток посетителей от парка Белинского. Но я считаю, что гости нашего парка приходят сюда с несколько иными целями, и мы сможем разделить аудиторию со Спутником вполне органично.

С другой стороны, есть фактор ценовой политики. Сравните цены на колесо обозрения у нас и на спутниковской набережной. Учитывая, что средний чек семьи из трех человек у нас составляет тысячу рублей на всех, а прокатиться в Спутнике стоит 250 рублей с одного человека — у нас есть свои преимущества.

Канатная дорога



— Как администрация парка видит будущее канатной дороги?

— Канатная дорога — это объект, не относящийся к парку. Она расположена не на нашей территории и не числится у нас на балансе.

— А Вы не пытались обсудить ее будущее с собственником? Дорога могла повысить и привлекательность парка, и транспортную доступность.

— Я видела много канатных дорог. Не знаю мнения вышестоящего руководства, но знаю, что с финансовой точки зрения этот объект вряд ли когда-то будет самоокупаемым. У нас не курорт и не гористая местность. Запуская канатную дорогу, мы должны понимать, что увидят те, кто по ней поедет. А увидят они частную застройку и жителей, работающих на огородах. Скорее всего, большинство прокатится на канатной дороге три раза в жизни: первый раз, чтоб посмотреть, что это такое, второй раз показать детям, и третий — внукам.

Если рассматривать канатную дорогу как транспорт, надо понимать, что это должен быть билет по социальной цене. Много ли могут тратить ежедневно студенты ПГУ или работники областной больницы? Ясно, что это должно быть сопоставимо с проездом в общественном транспорте.

Поэтому ждать прибыли от этого объекта бессмысленно. А вот капитальные вложения потребуются существенные. Потому что канатная дорога в том виде, в котором она существовала, с открытыми кабинками, из которых, извините, можно банку пива выкинуть, сейчас уже неприемлема. Если мы рассчитываем эксплуатировать ее круглый год, кабинка должна быть с подогревом и кондиционером. Одним словом, окупаемость канатной дороги уйдет для нашего города в бесконечность.

Смотровая площадка



— В советские времена одним из главных объектов парка была смотровая площадка. Даже спускаясь по улице Красной, приятно иногда взглянуть на Пензу. Не было ли мысли восстановить объект?

— Еще два или три года назад нам дали поручение расчистить место, где находилась старая смотровая площадка, и обеспечить вид на город.

Мы расчистили заросли, срезали верхушки деревьев нижнего яруса тропы здоровья. И вид, который открылся нам, ничего интересного из себя, в общем-то, не представлял. Вы же понимаете, как изменилась панорама с советских времен. Поэтому восстанавливать именно эту площадку я лично смысла не вижу. Поискать какую-то другую точку — может быть. Возможно, рядом с жилым комплексом «Дворянский» был бы неплохой вид. Но лучший обзор сегодня, когда деревья в центре города уже достигли значительной высоты, все равно будет с колеса обозрения. Поэтому большого коммерческого потенциала в ее открытии я не вижу. Но если будет принято решение что-то делать — в проект, однозначно, должны быть источники дохода: входные билеты, продажа сувениров и так далее.

Самоварник



— В глубине тропы здоровья есть еще одна достопримечательность, ныне забытая. Это кафе «Самоварник». Сегодня оно имеет отношение к парку?

— Нет, ни кафе, ни пруды рядом с ним к нам не относятся. Откровенно говоря, место это не самое привлекательное — удаленность от общественного транспорта, отсутствие удобного подъезда и парковки. Создавался «Самоварник», опять же, как кафе видовое, а вида там сейчас практически не осталось.

Единственный вариант, на мой взгляд, если собственник организует там первоклассную кухню со своей «изюминкой». Сегодня в моду входит гастрономический туризм. В Москве есть кафе на самых окраинах, куда, тем не менее, даже занимают очередь — чтоб попробовать что-то конкретное. Тогда у кафе может появиться своя целевая аудитория.
 

Сквер на Западной Поляне


— Подведомственная Вам территория не ограничивается парком развлечений между тропой здоровья, улицей Лермонтова и стадионом «Труд». К парку относятся многие территории, в том числе, Олимпийская аллея и лесной массив между ней и улицей Окружной, и ее мы не можем обойти вниманием в нашей беседе. В этом году идет активная работ по облагораживанию этих территорий, но обществом она принята неоднозначно.

— Да, некоторые жители Западной Поляны борются со сквером, который мы организуем. Утверждают, якобы мы нарушаем сложившуюся экосистему. На самом деле, я считаю, что те, кто таким образом воюет, просто не хотят отказаться от привычного уклада жизни. Когда, выйдя из дома, можно под первый же куст бросить мешок с мусором. Или организовать этакий приподъездный пикничок, оставив после себя кучу банок, окурков, кострищ.

Благоустроенная местность накладывает некоторые обязательства даже на тех, кто там отдыхает. На нас возложена уборка территории, и, могу сказать, что количество оставленного мусора, брошенных просто на траву пустых бутылок уменьшилось в разы. А мусорных мешков нет совсем.

Поэтому не всегда все старое хорошо. Городу надо развиваться — иногда и в новом для себя формате.

Фото Светланы Филипповой


Похожие статьи