Чем живет музей народного творчества
Журналист
Журналист
Надежда Борясова

«Пенза-Онлайн» в рамках своего нового проекта продолжает раскрывать секреты музейной жизни Пензы. Что представляет собой музей сегодня, с какими проблемами он сталкивается и в каких направлениях планирует развиваться? На эти и другие вопросы отвечает заведующая отделом ГБУК «Пензенский государственный краеведческий музей» — музеем народного творчества — Серебрякова Оксана Викторовна.



— Оксана Викторовна, давайте поговорим о музеях в целом: на Ваш взгляд, каково предназначение музея, в чем его основная задача и главная роль? Почему современного человека тянет в музей и тянет ли вообще?

— Роль музея можно трактовать по-разному. Для одних — это связь с прошлым, а для других — взгляд в будущее. Музей — живой организм, несущий в себе историю города, области, страны, пропагандирующий особые ценности, выработанные многими поколениями людей.

Мы ведем очень необычную работу, принимаем самое активное участие в патриотическом воспитании подрастающих поколений. Музей народного творчества уникален самим подходом к этому вопросу. История не только Пензы, но и России ярко отражена в предметах быта, экспонатах декоративно-прикладного творчества и народно- художественных промыслов.

— К слову об экспозиции, какими выставками, залами музей особенно горд? Может, есть какая-то коллекция, представляющая ценность не только для Вас, но и для всей Пензы и нашей культуры?

— Нельзя сказать, что наша коллекция большая, и все же она очень ценная. Особое внимание уделяется нашей гончарной коллекции. Гончарство популяризируется как народный художественный промысел Пензенской области. У нас много изделий из дерева, по которым можно отследить историю деревянного зодчества. Уникальна и коллекция, посвященная златошвейному промыслу.

И, конечно, мы гордимся изделиями пензенских пуховязальщиц. Пуховязание — особенный промысел, который сейчас практически утрачен. У нас он представлен таким, каким был десятки лет назад. Начиналось наше пуховязание с пензенской козы, сначала с нее снимали пух, потом этот пух пряли. Умелицы на спицах вывязывали свой уникальный орнамент, наносили отличительные узоры деревни или города. Такой путь проходил каждый пензенский пуховый платок.

Не менее интересный путь прошло пензенское ковроткачество. Наша область славилась коврами крупной Соломенской фабрики, которую в советское время реформировали. В музее хранятся образцы ковров, бывших знаменитыми десятки лет назад.

Очень дорогой является коллекция изделий из хрусталя завода «Красный гигант», который и правда был гигантом стекольной промышленности. Сегодня этого завода нет, но есть продолжатели славных традиций знаменитого никольского хрусталя.

Так в предметах быта, в изделиях прикладного искусства отражена великая история Пензы и России в целом. При этом музейная экспозиция очень живая, мы ее часто обновляем и пополняем, стараясь оставаться интересными для всех наших посетителей.

— Обостряется ли внимание к культурной жизни, к музеям в Пензе?

— Я могу сказать, что оно редко, когда ослабевало. Мы не можем говорить о том, что пять лет назад было хуже или лучше. И общество было другое, но и мы были другие, и условия.

Думаю, к нашему музею всегда будет особенный интерес. Само здание музея — памятник деревянного зодчества, вокруг прекрасный парк. В этом наша уникальность – среди городских высоток и улиц, Вы сначала попадаете в скверик, а потом в совершенно иной мир и столетие.

— Кто является Вашими постоянными посетителями помимо школьников?

— У нас всегда очень интересно и детям, и взрослым. К нам приезжают экскурсиями из других городов. Часто приходят студенты, пенсионеры, музей посещают семьями.

Мы принимаем участие в проектах «Культурная суббота», «Культурная палитра – 58»: на все школьные каникулы музей переполнен детьми. Часто в музей приезжают иностранные туристы, хотят посмотреть на дом, познакомиться с этой уникальностью. Само ощущение нашего музея необыкновенное: не просто какое-то учреждение, а терем. Этим мы и гордимся, и дорожим.

— Если говорить о финансах, сколько зарабатывает музей?

— Мы входим в состав краеведческого музея, и у нас есть определенный план. С численностью посетителей в нашем музее всегда было все хорошо, и финансовые показатели мы выполняем. При этом цена посещения у нас приемлемая, и на мероприятия, и на экскурсии.

— На что хватает этих средств? Может ли идти речь о самостоятельном обеспечении музея?

— На свое содержание музей однозначно не зарабатывает. Пока не зарабатывает. Нам еще невозможно обойтись без помощи областного бюджета.
Я не могу сказать, что нам чего-то остро не хватает. Да, нужен ремонт, нужны обновления — это очевидно. Но нельзя сказать, что мы брошены и вынуждены самостоятельно выплывать. Мы чувствуем заботу, чувствуем участие. Придет время, и мы будем отремонтированы. Но тут еще одна проблема — мы привязаны к нашему дому, не можем постоянно расширять экспозицию, иначе придется расширять сам дом, а он сам по себе является памятником, и от этого не уйти.

— Как Вы считаете, какие перспективы развития имеет музей сегодня, какие задачи считает приоритетными? Какие проекты готовит музей народного творчества в ближайшем будущем?

— Конечно, важным событием для региона является проведение Всероссийского фестиваля народных художественных промыслов и ремесел «Пенза — сердце мастерства». Один из основных организаторов фестиваля — ГБУК «Пензенский государственный краеведческий музей», а, следовательно, и музей народного творчества, как его отдел. В прошлом году он прошел впервые и достаточно успешно, желающих принять участие оказалось больше, чем могли ожидать организаторы. В этом году он будет проводиться во второй раз и планируется вывести его на международный уровень.

Вообще мы принимаем участие во всех крупных акциях и культурных событиях, которые проводятся в области. У нас хорошо развита система выездных экспозиций. Мы очень быстро реагируем на приглашения на любые мероприятия, выезжаем, представляем широкому кругу зрителей уникальные экспонаты из музейной коллекции.

Периодически в музее выставляются мастера народных художественных промыслов, профессиональные и любительские объединения декоративно – прикладного творчества. Иногда даже очередь образуется.

Мы организовываем крупные мастер-классы параллельно с экскурсиями. К нам приезжают туристы, которых знакомим с историей дома, с основной экспозицией, а потом каждый может попробовать себя в изготовлении абашевской игрушки, куклы-оберега, глиняной свистульки.

Ауры музея, того смысла, который несет в себе наша экспозиция, даже то, что обозначает сделанная самостоятельно игрушка, не увидеть в Интернете, в телевизоре, не почувствовать ни в одном другом месте. Поэтому к нам и приходят люди, поэтому мы и остаемся интересными.

Фото — Наталья Мокрецова


Похожие статьи