Человек с прошлым, настоящим и будущим.  Творческий вечер Олега Гаркуши в Пензе
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
22 сентября в арт-клубе «Ламповая голова» состоялась творческая встреча с человеком, чье имя знакомо всем любителям русского рока – музыкантом, одним из лидеров коллектива «АукцЫон», шоуменом, киноактером Олегом Гаркушей.

Для всех, кто увлекается эпохой расцвета Петербургского рок-клуба, по сто раз пересмотрел ключевые документальные и полнометражные фильмы так или иначе связанные с русским роком, видел выступления «АукцЫона» того периода по ТВ, а возможно и живьем, Гаркуша является своеобразным символом духа раскрепощения, необузданной творческой энергии рок-н-ролла, неким проводником между музыкой, звучащей со сцены и спрятанным желанием поучаствовать в творческом процессе: если ты не знаешь как, то вот возможный способ. Понятно, что « козу» вскидывали и стройным хором песни пели и на концертах других культовых рок-групп, однако именно что танец Гаркуши, который, пожалуй, можно было бы и запатентовать - явление уникальное.



Сейчас Олегу Алексеевичу уже хорошо за 50, он продолжает зажигать с родным коллективом на концертах, впрочем не гнушается совместным появлением на сцене и с другими рок- героями, в том числе и с подувядшими, неизбежно добавляя нотку веселого хаоса в любое выступление. Однако что-то в этом есть уже исключительно предсказуемое, более продуманное, нежели стихийное. Многие наблюдающие за самоповторами Гаркуши могут назвать (и называют!) это в большей степени кривляниями, нежели искусством, считают, человек как-то подзастрял в определенном имидже.

Тем временем, познакомившись с нынешней полем деятельностью Гаркуши, можно только поразиться масштабам, для пожалуй, сферой деятельности Олега Гаркуши на данный момент можно назвать работу в клубе «Гаркундель», который является неким подобием Ленинградского рок-клуба. Клуб призван оказывать всестороннюю поддержку молодым рок-музыкантам, художникам, людям театра, предоставлять им материально-техническую базу, возможность общения и выхода на публику - Гаркуша много лет устраивает рок-фестивали. На краудфандинговой платформе «Планета» проектам фонда « Гаркундель» удается собирать немалые суммы на закупку оборудования, ремонт помещения ( под проект было выделено здание практически в аварийном состоянии) , волонтеры фонда придумывают самые разные творческие акции, а сам Гаркуша ездит по стране с творческими вечерами.

Это уже не концерты, конечно. На этих встречах Гаркуша читает свои стихи, рассказывает истории из жизни, но количество того и другого, общее наполнение мероприятия в полной мере зависит от публики, которая приходит. Сложно сказать, одинаковы ли эти встречи в разных городах, но однозначно можно заключить, что в Пензе людям, собравшимся на мероприятии, было интересно в первую очередь прошлое.

И даже не всегда, собственно, прошлое « АукцЫона», что в какой-то мере парадоксально, но с другой стороны по-человечески понятно: люди приходят не на встречу с Гаркушей как таковым, они приходят на встречу со своей молодостью.
А герой вечера к этому очень лоялен, он совершенно не обижался, что процент вопросов не о нем, не о его коллективе достаточно высок. Было много просьб рассказать о Цое, о Летове, об «Аквариуме» и ряде групп, чьи названия знакомы только истовым меломанам – Гаркуша рассказывал, что мог. Не всегда получался контакт в случаях, если кто-то из зрителей формулировал свои вопросы риторически, закладывал в них определенное настроение и ожидал, что рок-легенда разовьет их мысль и начнет всячески поддакивать.

Самыми живыми и душевными получались ответы на те вопросы, которые каким-то образом пересекались с яркими воспоминаниями артиста, вопросы же специализированные, связанные, например, с оформлением альбомов или конкретными выступлениями или прочим достаточно архивным и сухим часто оставались без конкретики. Харизматичный и, надо сказать, очень неглупый Гаркуша честно отвечая, что всех тонкостей не помнит, развивал беседу в другом направлении – у него хватает баек. Лично мне казалось, что в пресс-релизе выступления совершенно неспроста была заложена фраза «артист поговорит о том, о чем стоит говорить сегодня». Другое дело –публика о насущном говорить как-то не стремилась. Либо, ну что поделать – то, о чем стоит говорить сегодня – это сплошное вчера.

Несмотря на то, что Олег Гаркуша по собственному признанию себя актером не считает, лично мне показался очень интересным блок вопросов и историй, связанных именно с работой в кино. Учитывая, что первой профессией музыканта была работа киномеханика, можно продолжить эту линию большим количеством пусть эпизодических, но очень заметных ролей Гаркуши в эпоху перестройки. И будучи приятно удивленным интересным и более крупным ролям в современном кино, можно предположить, что на этом поприще сделано далеко не все, и есть неплохой потенциал.

В завершении мероприятия Гаркуша раздает автографы, поощряет фотосессии, радуется купленным книгам (все средства идут в фонд «Гаркундель», естественно), однако хоть и с юмором, но достаточно жестко пресекает все попытки людей из числа собравшихся как-то скрепить знакомство возлияниями или выклянчить признания о том. что по этому делу скучает. Гаркуша, человек с очень «синим» прошлым несколько раз подчеркнул, что бесконечно рад тому, что алкоголь ушел из его жизни навсегда, и момент «завязки» стал началом новой жизни. Был один вопрос из зала, связанный с полярностью эмоционального накала жизни старой и новой, мол тогда-то так здорово, так рок-н-ролльно, так полно (судя опять же по некоторым историям, рассказаным чуть ранее) текла жизнь и насколько обыденна, неприкольна эта новая (а Гаркуша еще и признался в актуальных для него нынче огородничестве и любви к природе в целом, как способах отдохнуть и подзарядиться энергией). За этим последовала, пожалуй, самая эмоциональная отповедь, результат болезненного опыта, впрочем, удачно отрефлексированного. Причем, к этому словно бы все шло в течение всего вечера: все эти живописные алко-байки или просто упоминания о разных классных известных и не очень людях, очень часто сопровождались словесными сносками «его с нами уже нет, ее с нами уже нет»... Не сидел бы Олег Алексеевич перед собравшимися, выбери он подобный вечный праздник, не смогли бы они ему задать никаких вопросов без помощи спиритических сеансов.

Неромантично, да. Зато гуманистично. В целом вечер дал какое-то ощущение нормальности, торжества чего-то здорового и продуктивного. Быть может рок-н-ролл – это не только поголовное вступление в клуб 27-ми? Может у него есть другие возрасты?

Во всяком случае, это был вечер с интересным хорошим человеком, у которого есть не только прошлое, но и настоящее и будущее. Ну да, цены на билеты этому тоже способствуют, конечно. В любом случае – выбор за публикой.

Похожие статьи