Барбара Пим «Замечательные женщины»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Книга «Замечательные женщины» и издателями, и большинством критиков позиционируется как произведение, полное английского юмора. На меня же она произвела впечатление достаточно странное: вроде бы и читается легко, и жизнь персонажей не отягощена какими-то горестями и трагедиями, но в процессе чтения не то что смеяться не хочется — не оставляет чувство тревоги и даже некоей тоски. Такие «замечательные женщины» окружают и нас; разница в том, что на русской почве судьбы таких людей в силу разных обстоятельств приобретают некий надлом и непременно маркируются определением «маленьких людей». Да, серые судьбы, мелкие страстьишки, тоскливое существование и бесконечное подглядывание за чужими жизнями.

46.jpg

Мисс Милдред Лэтбери — «старая дева» из семьи викария, которая после смерти родителей перебралась в съемное жилище недалеко от церковного прихода, при котором, собственно и работает. В тексте упоминается, что Милдред вроде как занимается присмотром за пожилыми дамами прихода, но развернуто об этой части ее жизни нигде не говорится, словно бы старушки прекрасно справляются и без нее, то есть шанса понять, что Милдред не покладая рук своих трудится, нам не предоставляется.

А вот организация церковных собраний и праздников, каждодневная досужья болтовня с такими же одинокими «замечательными женщинами»-прихожанками — этого в избытке. Такая, знаете ли, скромная, добропорядочная, но необременительная и весьма спокойная жизнь в небольшом сообществе единомышленников. Вечно заняты, но непонятно чем. Не зная никакой другой жизни, кроме клерикальной, Милдред, которой всего чуть за тридцать, предстает читателю эдакой тетушкой: носит невзрачную одежду, не пользуется косметикой и вообще не стремится украшать себя, да и мысли у нее какие-то тусклые, хотя и исполненные здравого смысла, она — само благоразумие и невозмутимость.

Ее привычное окружение — это прихожане, монахини, служащие церкви, в общем — ничего будоражащего, разве только неженатый викарий и его старшая сестра Уинифред вносят небольшое эмоциональное разнообразие, ведь Уинифред явно мечтает о том, чтобы Милдред составила пару ее брату. И вдруг у нее появлятся соседи по дому — очень яркая, но нестабильная в своих отношениях чета Нейпир. Елена — антрополог, ее интересует только собственная работа, хозяйка она никудышная, за домом не смотрит, еду не готовит, а ее муж Роки — обворожительный красавец военнослужащий, долгое время проживший в Италии в качестве адъютанта командира.

Появление этого семейства вносит в жизнь Милдред сумятицу: она видит, что прекрасный (на ее взгляд) мужчина может достаться и совершенно далекой от идеала женщине. И если бы только ей хватило сил признаться себе, что она по уши влюбляется в Роки — но нет, барьер, она запрещает себе думать так. А у Елены еще и коллега есть — тоже мужчина, с которым она проводит массу времени даже в отсутствие мужа. Более того, Милдред понимает, что при живом-то муже миссис Нейпир позволяет себе в этого коллегу влюбиться. Все эти события заставляют Милдред испытывать немало новых чувств и переживаний. Ее нейтралитет и невозмутимость под угрозой. Сможет ли она выбраться на новый уровень умения и желания чувствовать и жить? Или ее «замечательность», разумность и все подобные достоинства победят, и окружающие продолжат воспринимать их как должное?

Не соглашусь с точкой зрения многих об этой героине, что ее широта души, неумение сказать «нет» окружающим становятся причиной того, что окружающие начинают садиться ей на шею и пользоваться ее помощью. Милдред не умеет говорить «нет» только вслух, это — не широта души, а скорее — некая пустота и издержки воспитания. Надо заварить чай гостю. Надо быть учтивой и вежливой. Надо пытаться подружиться. Но со временем это накапливается — и Милдред начинает испытывать раздражение и горечь от своей правильности, ее снова не замечают, благодарности — ноль. Какими крохами эмоции она питается и как же, чувствуется, ей хочется, наесться ими до отвала! Внутренне Милдред понимает, что «нет» сказать все-так нужно. И в этот же самый момент боится, что «нет» отрежет последний шанс на те самые крохи.

У писательницы Барбары Пим интересная творческая судьба: до 1963 года ее произведения были чрезвычайно популярны, но затем мир стал стремительно меняться, а темп и темы романов Пим оставались прежними — издатели посчитали ее неинтересной новому поколению читателей и более десятилетия все свеженаписанное не публиковалось. А в 1977 году статья в Литературном приложении Times, где два известных в литературных кругах человека — Филипп Ларкин и Лорд Дэвид Сэсил, назвали её самой недооцененной писательницей столетия, вновь круто изменила судьбу Пим. Её роман о пожилых людях — «Осенний квартет», написанный в 1977 г., был номинирован на Букеровскую премию.

Вообще, если говорить о уместности разговора о скромных, простых, в чем-то даже серых людях в литературе, то странно вообще думать, что можно обойтись без них в любые времена. Невозможно, чтобы в жизни все представляли из себя исключительно яркие личности, все были героями и страсти кипели не переставая. Любой разговор о тихих и незаметных очень важен. Иногда они безобидны и милы, но как тонка эта грань, перейдя которую человек уже не может быть вечно удобным и хорошим. Говорить и знать о том, что бесцветный мир одних на фоне яркого мира других может дать драматический эффект стоит всегда. Людям закомплексованным, тем, кто не приучен дышать полной грудью очень трудно.

Тем, кто свободен в своих действиях, но совершенно не задумывается о том, что люди-подпорки, люди удобные не могут бесконечно сносить их внезапное вмешательство, тоже надо думать об этом. Такое впечатление, что Милдред еще чуть-чуть — и начнет исходить желчью, завистью, еще капля — и сделает что-то дурное, но она — последняя летняя английская роза в осеннем саду, у нее воспитание и привычки, в современном же агрессивном обществе сдержаться все труднее.

Источник фото: http://www.telegraph.co.uk/, https://www.litres.ru/


Похожие статьи