Анатолий Мариенгоф: лучший друг Есенина жил в Пензе. Часть 1
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

В доме по адресу Московская, 34  в начале двадцатого века располагалась Пономаревская гимназия, в которой в 1913-1916 годах учился легендарный денди двадцатого века и тот, чье влияние сделало из разгильдяя Сергея Есенина поражающего своим лоском модника. О непростой судьбе одного из создателей имажинизма и друга поэта-хулигана читайте на «Пенза-Онлайн».

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф – поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург и мемуарист. Он родился 24-го июня 1897-го года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Предки по отцовской линии Анатолия Борисовича были выходцами из Лифляндской губернии – средней из трех Прибалтийских губерний Российской империи, располагавшейся на берегу Рижского залива Балтийского моря. Семья Мариенгофа долгое время жила в Нижнем Новгороде, где Анатолий учился в Дворянском институте.

Родители Мариенгофа в молодости были актерами, настоящей богемой. Детство Анатолия прошло под сильнейшим влиянием отца, отличающегося тонким умом и ироническим отношением к жизни с примесью здорового скептицизма. В своих мемуарах Анатолий Мариенгоф отводит отцу роль наиболее здравомыслящего человека среди всего своего окружения. В многочисленных диалогах и очерках мемуаров Анатолия Мариенгофа отношения отца и сына просматриваются как на ладони:

«– Я, папа, не имею ни малейшего желания сидеть лишний год за проклятой партой.

– Что же делать, мой друг?

– Буду заниматься летом, – ответил я. – А осенью в Пензе держать экзамен по всем предметам в следующий класс.

– Недурная мысль. Но я думал, что мы поедем месяца на два в Швейцарию, – сказал отец.

– Нет, папа, мне, к сожалению, не до путешествия.

– Ну, тогда мы и не поедем. Я буду тебе подыскивать хорошего репетитора. – Он снял пенсне. – По моим сведениям, в Пензе имеется частная гимназия некоего Пономарева. Вот, значит, и сыпь туда – полегче будет экзаменовать. Особенно воспитанника Дворянского института».

В 1913-м году, после того, как мать Анатолия скончалась от рака желудка, отец, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе и переехал туда с детьми – Анатолием и его младшей сестрой. Поступить в 3-ю частную гимназию С.А. Понамарева для юного Толи оказалось совсем несложно: как и предсказывал отец будущего поэта, Пономаревы, «интеллигенты из поповского племени», млели и робели перед фуражкой с дворянским красным околышем и геральдическим гербом. Экзаменовали Анатолия, по его собственным воспоминаниям, изложенным в мемуарах, кое-как, наспех, будто боялись, что молодой дворянин может в любой момент «срезаться».

О своем первом дне в Пономаревской гимназии Мариенгоф пишет следующее:

«Я подавлен пономаревской гимназией: облупившиеся крашеные полы, как в небогатых кухнях; темные потолки с потрескавшейся штукатуркой; плохо вымытые оконные стекла. «Чтобы жизнь казалась потускней!» – говорю я себе.
А уборная!... Зашел и выскочил. Защемило сердце. Вспомнилась институтская: зеркала, мрамор, писсуары, сверкающие январской белизной; горящая медь умывальников; мягкие махровые полотенца. Эх-хе-хе!».

В 1914-м году на базе гимназии Анатолий издавал литературный журнал «Мираж», который более чем на половину был заполнен его собственными стихами, рассказами и эссе. Летом того же года Мариенгоф побывал в путешествии по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он посетил Финляндию, Швецию, Данию и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание было прервано началом Первой мировой войны. В 1916-м году Мариенгоф окончил гимназию и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета.

Не проучившись в университете и полугода, молодой Мариенгоф попал на фронт, где занимался устройством дорог и мостов в составе инженерно-строительной дружины. На фронте Анатолий продолжал писать стихи. В том же году появилась его первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты». В 1917-м году, пока Мариенгоф ехал в отпуск в Пензу, началась Октябрьская революция. Мариенгоф с головой уходит в литературу. Его произведения выходят в нескольких поэтических сборниках, в 1918-м году он выпускает свою первую собственную книгу с названием «Витрина сердца» и создает поэтический кружок, в который вошли соученик Мариенгофа по гимназии поэт Иван Старцев и художник Виталий Усенко.

Однако суждено было произойти трагическим событиям, навсегда изменившим жизнь поэта. Летом белые чехословаки вошли в город.

«Чехословацкие белые батальоны штурмовали город.
Заливая свинцом близлежащие улицы, они продвигались от железнодорожной насыпи обоих вокзалов: «Пенза 1-я» и «Пенза 2-я», – то есть от пассажирского и товарного.
Падали квартал за кварталом, улица за улицей.

Со спокойной душой я полез на чердак защищать социалистическую революцию. Красноармейцы почему-то не послали меня к черту.

Вдруг с улицы донесся голос отца:
– Анатолий!...
Говорят: «Сердце матери». А отца?... Вот им, этим сердцем отца, он, очевидно, почувствовал, что я вышел на улицу. И сразу же, накинув пиджак, пошел вслед за мной, чтобы вернуть «сыночка» под защиту кирпичных стен.
– Анатолий!
– Что, папа?
– Ты стреляешь?
– Нет.
– А что делаешь?
– Смотрю в бинокль.
– Товарищи… – обратился отец к красноармейцам, – он вам нужен?
Молодые молчали.

– В таком случае, Анатолий, – скомандовал отец, – немедленно марш домой!
Это были последние папины слова.
Через секунду, истекая кровью, он лежал на пыльных булыжниках мостовой».

После этого трагического события Мариенгоф навсегда покидает Пензу и переезжает в Москву, где останавливается у своего двоюродного брата Бориса…

«Прощай, Пенза. Прощай, моя Толстопятая. Прощай, юность. Вероятно, в старости ты покажешься мне счастливой. Прощай…».

(продолжение следует)

Источник цитат: Анатолий Мариенгоф «Роман без вранья. Циники. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», издательство «Художественная литература», Ленинград, 1988-й год.

Похожие статьи