Анастасия  Батищева: в работе аниматора увлекательно все!
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Наша семья уже четыре года назад обнаружив, что российская анимационная студия «Мельница» как раз под праздники выпускает в прокат очередной полнометражный мультфильм про трех богатырей или Ивана-царевича и Серого волка, сделала доброй традицией 1 января идти на самый первый сеанс премьеры. Сонный город, тишина, пустые парковки – тоже своего рода интересный антураж для концепции «чистого листа», на который благодаря хорошему юмору, очень «русскому» и к тому же сказочному настроению хорошо ложатся сюжеты этих забавных, душевных мультиков.

Творения «Мельницы» периодически поругивают за не самый современный формат, несоответствие канонам Pixar или Dreamworks, но как мне кажется, что это далеко не самое главное в данном случае. Некоторые новые мульфильмы американских гигантов, даже прекрасно исполненные, не способны сделать просмотр по-настоящему семейным, а юмор, как ни крути, связанный с менталитетом страны, в которой производится анимационный продукт, понятным и взрослым, и детям. В этом смысле полнометражные творения «Мельницы», на мой взгляд, всегда выигрывают.



Немногие знают о том, что на «Мельнице» вот уже несколько лет трудится художник Анастасия Батищева, выпускница Пензенской строительной академии – очень талантливая и интересная девушка. Мы поговорили с ней о некоторых интересных подробностях как создания новой серии, так и о профессии художника-аниматора в целом.

— «Богатырская» серия начата уже более десяти лет назад. Какой из мультфильмов серии твой самый любимый?

— Очень люблю самый первый фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей». По-моему классное сочетание хорошего сюжета, юмора, музыки.

— Зрителям кажется, что герои из фильма в фильм внешне остаются одинаковыми, меняются ли они на самом деле? Возможно, за прошедшее время технологии создания и производства стали другими, к образам добавляются детали, или, условно говоря, объемы шеи Ильи Муромца или длина волос Князя всегда стабильны?
— На самом деле некоторые изменения действительно происходят,но они незначительны. В мультипликации очень важным является «значок персонажа», т.е. если его фигуру залить каким-то сплошным цветом, он все равно должен оставаться узнаваемым. Это правило нерушимо, поэтому основные пропорции не меняются, скорее из-за усовершенствования процесса работы, появляется возможность для более качественной детализации. Скажем, первые фильмы «Мельницы» целиком рисовались на кальке, без использования компьютеров. Сейчас же этап прорисовки анимации уже передан художникам, работающим за цинтиками. Они отрисовывают персонажей в векторе, что позволяет подробнее проработать прядки волос, складки, тени, эмоции стали тоньше. А еще у нас есть обкатки – это что-то вроде чертежа здания, такая «схема» персонажа: фас, три четверти, профиль, три четверти сзади и вид сзади. Из-за того, что персонаж один, а художников много, делают такого рода стандарт, чтобы персонаж не менялся по ходу событий.

— Когда ты приступила к работе над этими мультиками впервые? Является ли работа аниматора четким исполнение задания или художники сами нащупывают образ и предлагают его сценаристам?

— Первый мой мульт на «Мельнице» был «Три богатыря. Ход конём». Я тогда только-только закончила курсы аниматоров и попала на проект уже где-то в середине производства фильма. Тут мне предоставился чудесный шанс попробовать себя в отделе лей-аутов. Здесь рисуются основные фазы движения и эмоций персонажей, их ставят на фон, рисуют в заданных пропорциях и во взаимодействии друг с другом. Это такое связующее звено между режиссерским мультфильмом (аниматиком), раскадровкой и уже анимацией героев. Этап ответственный, требующий не только умения рисовать и ощущения движения, но и способность анализировать, сводить воедино разную информацию. Надо суметь в каждой сцене связать персонажей, фон, спецэффекты, задать верные эмоции и движение, которые диктует режиссер. Работа очень необычная и поначалу голововзрывательная.
А уже на проекте «Три Богатыря и Морской Царь» я занималась разработкой персонажей. Это процесс удивительный на самом деле. И нельзя сказать, что он всегда вот такой одинаковый. Морского царя наша команда начала придумывать, когда еще не было четкого сценария и во всю рисовался третий «Иван-царевич». Мне этот этап работы над фильмом нравится больше всего: нет никакой конкретики,можно пробовать совершенно разные типажи, искать, испытывать в рисунке разные характеры. Все эти наработки отсматривают сценаристы и продюсеры, и уже у них рождаются какие-то идеи и мысли по поводу сюжетной линии. Дальше уже появляется сценарий и с ним — новые персонажи, но их роль и характеры обычно уже довольно четкие, поэтому художник здесь работает по вполне конкретному заданию. Например: нужны осьминоги-стражники — один громила и один тощий, ребята суровые, в доспехах». И вот уже рисуются варианты, из них выбирают подходящих осьминогов и делаются обкатки. Всё. Персонажи пошли в работу к режиссеру и его группе.




— Какие герои последней на данный момент серии про богатырей вышли из-под твоего карандаша?


— Мои ребята это – Морской царь, морские коньки богатырей, осьминоги-стражники, много эпизодического люду и зверья. На самом деле, только оказавшись внутри процесса создания мульта, я начала понимать, насколько это кропотливый труд. Ведь иной раз персонаж играет на экране всего несколько минут или даже секунд, но для того, чтоб ему это удалось, проделывается очень большая работа. Особенно с массовкой. Морские жители, например, в драке мелькают за секунды, но на деле это огромное количество рисунков.



— Сколько длится работа над созданием полуторачасового фильма в общем? А исключительно аниматорская работа?

— В целом года полтора. Сама анимация - год, но это вместе с итоговой сборкой.

— Быстро ли удается найти нужный типаж для героев, помогают ли в этом окружающие люди-знакомые, друзья, интересные типажи на улице, в транспорте? Вообще, ориентируются ли создатели мультиков о героях русских сказок и былин на внешний вид людей в древности, изучают ли архивные материалы или их облик абсолютно современен?

— Скорость – каждый раз по-разному. Порой попадаешь почти сразу, иногда приходится копать долго. Тут есть важный момент: насколько четко сценарист видит своего героя. Это как в детективе: чем больше улик, тем выше шанс раскрыть дело.
Помогает всё! И наши старые сказки с их прекрасными иллюстрациями, и друзья, и просто прохожие. В какой-то момент поймала себя на мысли, что метро воспринимаю как галерею. Едешь на эскалаторе и рассматриваешь шедевры природы и времени. Люди все без исключения невероятно характерны и выразительны, им часто даже гипербола не нужна. Я думаю, что новые персонажи побольшей части современные мультяшки, хотя конечно, без узнаваемых стереотипов никуда. Их немалая доля всегда есть в любом герое.

— Чем на твой взгляд, мультики с богатырями и серия фильмов про Ивана-царевича и серого волка в первую очередь примечательны? Что с ним есть особеного и уникального?

— Думаю, это соединение в одном флаконе наших русских былин, сказок и современной российской жизни. Насколько хорошо это получается - вопрос. Но, по крайней мере, это -особенность богатырской и ивановской серий. Наверно люди узнают себя в этих мультфильмах, отсюда и такая популярность.

— Что самое увлекательное в работе аниматора и самое рутинное?

— Увлекательное…да всё! Ты, как актер, проживаешь момент жизни своего персонажа, сам отыгрываешь каждую сцену и рисуешь ее, понимаешь физикулюбого движения! Понять, как изобразить эмоцию не только единичной иллюстрацией, а как последовательностью картинок во времени и пространстве. Ничто не сравниться с чувством, когда ты снимаешь на камеру то, что нарисовал. Вот у тебя в руках 68 калек с нарисованным Князем, а на экране он уже дышит, волнуется, говорит. Это — магия.
Рутина же... для каждого художника она своя. Но одно можно сказать точно — это очень длительный процесс. В среднем, художник делает в день 1 секунду анимации. 1 секунда = 24 кадра. А если персонаж в кадре не один..а скажем их трое..это уже 72 картинки в секунде. Еще есть такая штука как оформление сцены. У нас есть на каждую сцену паспорт. Это некая таблица, где каждый персонаж назван своим слоем, каждая фаза прописана в порядке всей череды картинок, обозначены падающие тени, крайние и фазовочные картинки. А необходимо это для того, чтоб дальше художники могли работать с этим материалом.




— Не собираются ли создатели переводить любимых героев в формат 3D?

— Нет, такой слух по студии не бродит. Но сейчас уже заканчивается работа над первым полнометражным 3D мультфильмом студии — "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". Есть впереди и другие 3D проекты, над которыми ведется работа.

— В работе над созданием каких мультфильмов ты сейчас участвуешь?

— Сейчас мы занимаемся новыми приключениями Богатырей, которые зрители смогут увидеть в 2018 году и работаю над персонажами для 3д сериала под рабочим названием «Царевны».

— Какие работы студии «Мельница» тебе особенно симпатичны? Какие анимационные фильмы тебе вообще нравятся?

— Из «мельничных» фильмов нравится «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, это короткометражный фильм, номинант на «Оскар». Если кто еще не видел, посмотрите! А моё сокровенное – это «Карлик Нос». Помню еще в детстве ходила на него в кино и была невероятно удивлена, что это - мультфильм российский. Но тогда, даже ни не думала, что буду заниматься мультипликацией, да еще и на этой самой студии. Чудеса.
А самые любимые... Их очень много: «Песнь моря» и «Тайна аббатства Келлс» (Томм Мур, Нора Туми), мультики Диснея, «Трио из Бельвилля» и « Иллюзионист» С.Шомэ, Симфония №42 (Река Букси), «Адажио» и «Серый волк & Красная Шапочка» Г.Бардина, работы А.Татарского, Ю. Норштейна, Ф. Хитрука и другие.


— Почему тебе важно найти время и дистанционно поработать над проектами для родного города ( афиши квартета «Премьера», «Театра на обочине» и другие работы)?

— Это мои очень хорошие друзья. Обочинцы – это важнейшее театральное существо, и я очень рада, что был момент (и надеюсь, что еще будет), когда мне посчастливилось поработать в этой команде. Струнный квартет «Премьера»… по-моему, они уникальны. Я влюбилась в этот коллектив с самого первого концерта, на котором побывала. И тоже неимоверно рада, что могу что-то делать вместе с такими талантливыми людьми.



— Какие планы на наступивший год ты себе наметила? (Кстати, может художник не пишет список дел, а сразу визуализирует?


— Художник свои планы зарисовывает, но и буквы ему не чужды. Планы грандиозные. По крайней мере начать свой дипломный фильм (а лучше и сделать его), тренироваться в стилизации, изучать анатомию, дрессировать руку, устраивать выставки, сотрудничать с издательствами, упражнять мозги, больше читать, больше смотреть, вплотную заняться монтажом... А всё более конкретное сочиняется в процессе, на основе вышеперечисленного.

Похожие статьи