All you need is love
Журналист
Журналист
В Пензе стартовали дни современной драматургии о подростках "МЕТАМОРФОЗА TEEN". Это совместный проект «Театра на обочине» и Молодежного парламента Пензенской области. В традициях театра — обязательные обсуждения со зрителями прочитанных пьес.



Вероятно отсюда и возникшая идея совмещения формата театра с форматом общественной дискуссии о проблемах современных подростков. Читка первой пьесы прошла 18 марта. Пьеса бы выбрана, как почти всегда у «обочников» крайне удачная. Чего не скажешь об обсуждении, прошедшем в худших традициях бестолковых круглых столов. Будем надеяться, просто не повезло. И в следующий раз будет все удачно.

Проблематику «дней» организаторы обозначили так



Театры практически не обращаются к проблемам подростков, но режиссер Театра на обочине давно мечтала "поговорить" со зрителями на непростые темы. (Марина Ливинская, режиссер «Театра на Обочине»)

Мы будем говорить о подростках настоящих и «подростковости» в любом возрасте, эйджизме и слатшейминге, физическом насилии и моббинге, о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимоотношениях внутри жесткой социальной среды, об учителях и учениках, о выходах из безвыходных ситуаций, о любви и ненависти, о противостоянии и притяжении, о жизнестойкости и эскапизме и, конечно, о поиске себя.

Почему важен этот проект? Я считаю, что полезно искать новые формы поднятия и обсуждения остросоциальных проблем ( помимо официальных круглых столов). А театр как никакой другой вид искусства способен сказать зрителю: «Я тебя вижу, я тебя понимаю».
(Наталья Назарова, председатель Молодежного парламента Пензенской области).

Для тех, кто не в курсе (а то нам тут жалуются, что мы непонятные слова употребляем). Эйджизм - дискриминация по возрастному признаку. Слатшейминг - унижение женщины, связанное с ее якобы развратным поведением. Моббинг — преследование и травля в коллективе выбранных жертв. В общем-то, актуально не только для подростков, как видите. Хотя, для них, как в силу возраста наиболее ранимых, это актуально прежде всего.

Полезная тематика. В программе сценических импровизаций (всего их будет шесть) пьесы только современных иностранных авторов. Режиссер Марина Ливинская с сожалением констатировала, что ей не попались достойные современные пьесы российских авторов на данную тематику.

Но и зарубежные пьесы оказываются вполне актуальны. Первая, прочитанная на сцене театра была пьеса Эйприл де Анджелис «Джампи». Очень хорошая пьеса. Извечная проблема «отцов и детей» на примере матери и дочери, их взаимного непонимания, дополняется картиной рассыпающегося брака, отчуждения некогда любящих друг друга людей. И хорошо оказанным синдромом возрастной паники — ожидаемого старения, толкающего «во все тяжкие». Хотя от исполнявших роли «стареющих» героинь — Марины Ливинской и Натальи Старовойт шарашило такой сексуальной энергией, что сама проблема начинала казаться несколько надуманной.

Но для персонажей пьесы все очень серьезно. Пропасть непонимания между ними расширяется, а возникший «роман» между матерью и случайным другом ее дочери (все как в дурацком анекдоте «ночь проведенная вдвоем — не повод для знакомства») вообще, кажется толкает всех к катастрофе. Их спасает любовь. Любовь настоящая и искренняя, , толкающая их навстречу друг друга, несмотря на все возникающие проблемы.


Заключительная сцена стоит того, чтобы ее процитировать. Мать и отец в супружеской постели, проводив уехавшую учиться дочь.

ХИЛАРИ. Она взяла с собой свою старую игрушку. Ну, эту — обезьянку. Джампи.

И я была так растрогана, потому что она же без нее никогда заснуть не могла. Я еще сказала: «Ты берешь ее с собой!», а она ответила: «У нас будет церемония для первокурсников. Там разжигают костер, и каждый первокурсник должен сжечь что-нибудь, олицетворяющее его детство. Это как посвящение в студенты. Все напиваются до бесчувствия и бросают что-нибудь в костер, а потом смотрят, как оно горит». Вот она и решила, что принесет в жертву Джампи.

Ну, я постаралась как-то держать себя в руках и не слишком к ней придираться, как мы и договаривались. Поэтому я только сказала: «Что ж, если ты так решила…» А она засмеялась: «Господи, мам, ну за кого ты меня принимаешь? Думаешь, я совсем бесчувственная идиотка?»

Она просто пошутила.

Пауза.

Ты не спишь?

МАРК. Нет, не сплю.

Вот и все. Все что нужно — это только любовь. Настоящая. Которая всегда ведет друг друга навстречу — родителей к детям, детей к родителям, любящих людей друг к другу И все остальные проблемы ею разрешаются. Вот, собственно, о чем пьеса.

В основном. В ней много еще чего. Например, поднимается тема мужского подросткового инфантилизма, когда родители еще и всячески оберегают своего сына от ответственности за последствия вступления во взрослую жизнь. Сцена разговора между родителями детей по поводу беременности девочки (тревога оказывается ложной) впечатляет.

Ну и, конечно, самая главная печаль автора обзора — тема сексуальных контактов. Кульминация человеческих взаимоотношений, прекрасный и благородный акт, возвышенность которого только подчеркивают столь любимые многими циничные шуточки и порнография, как профанационные обряды карнавалов только подчеркивали набожность средневековых людей — этот акт низводится до совершенной пошлой обыденности. Все-таки победившая и у нас сексуальная революция имеет очень большие издержки. Но, как говорится, мы работаем с тем, что имеем. В том числе, и в отношении наших детей…

Потому, что мы их любим.


А вот приглашенные на обсуждение эксперты как-то ничего этого не увидели. И если выступление психолога еще было само по себе интересно и по теме, то выступление чиновника, зачитавшего статистику подростковых абортов — зачем?— вылезло за всякие рамки. Нет, это понятно, что если «государевому человеку» что-то в голову вложили, его с этой мысли уже никакому театру не сбить. Сейчас дана команда клеймить аборты. Подростки рано занимаются сексом, а от этого случаются беременности. И один гражданин на полном серьезе заявлял, что нужно предупреждать подростков о риске беременности при вступлении в половой контакт. В театре!

Идея смодерированного обсуждения с приглашенными экспертами не показалась с первого взгляда убедительной. Режим традиционного свободного обсуждения, практикующийся в «Театре на обочине» кажется более привлекательным. Все-таки зритель-«обочинец» в большинстве своем умен и тонок.

И такой ахинеи, которая нередко несется у нас при обсуждении социальных проблем на круглых столах, от него не услышишь. Хотя, не исключаю, что председатель Молодежного парламента права, и эти читки требуют особого формата обсуждения, дабы что-то там донести до общества. А в этот раз просто звезды не сошлись.

Посмотрим, что будет на следующем представлении. Оно состоится уже в ближайшую субботу, 25 марта. Зрителю предложат Сценическую импровизацию по пьесе Й.Изермайера «Без монет нет конфет».
Источник фото: Фэйсбук Натальи Назаровой

Похожие статьи