Сергей Казаков: «Зрителя нужно привлекать настоящим театром, который заставляет думать и сопереживать»
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

 На сайте Пензенского Драмтеатра появилось интервью  с его художественным руководителем Сергеем Казаковым. Думаем, оно покажется интересным и нашим читателям.

Почти месяц прошел с того дня, как в Пензенском областном драматическом театре имени Луначарского завершился 229-й сезон, и немногим больше месяца остается до открытия юбилейного, 230-го. И вот как раз посередине между двух сезонов мы встретились с художественным руководителем драмтеатра, заслуженным артистом России Сергеем Казаковым и побеседовали об итогах и перспективах.

— Сергей Владимирович, какие ощущения оставил прошедший театральный сезон?

— Как всегда, самые разные. Но я бы назвал его «сезоном возрождения». Постепенного, поэтапного возрождения полных зрительных залов. Когда мы после летнего отпуска начинали в сентябре играть спектакли, то, если помните, было разрешено, чтобы в залах находилось всего 50 человек. Не 50 процентов, заметьте, а 50 человек! Это половина нашего малого зала. Поэтому мы, конечно же, не стали делать официальное открытие сезона, это как-то несерьёзно бы выглядело — спектакли в малом зале играли, но назвали это «предсезоньем».

И лишь когда была разрешена 50-процентная заполняемость, мы торжественно открылись в большом зале. Правда, ненадолго — всего на три дня. Потом, в связи с ухудшением коронавирусной обстановки, опять были запрещены массовые мероприятия, и только в ноябре нам снова разрешили принимать зрителей, по-прежнему с половинной посещаемостью и по QR-кодам. Мы за это время отыграли премьеру «Мёртвых душ», провели фестиваль «МаскерадЪ», новогоднюю кампанию... А в марте — наконец-то! — разрешили заполнять залы полностью, а потом еще и QR-коды отменили.

И сразу стало видно, как соскучились зрители по театру. Залы стали гораздо полнее, чем в доковидную эпоху. Уж поистине — чтобы начать по-настоящему что-то ценить, надо это что-то потерять. Хотя бы на время... Слава богу, что не очень долгой была разлука зрителей с театром. И вот итог — в день закрытия 229-го театрального сезона на «Мёртвые души» в большом зале были проданы все билеты. Все до единого, причём не выкуплены для коллективных посещений, а просто через кассу — люди шли и покупали сами. Очень было радостно играть в этот вечер на полном аншлаге. Ну, а про малый зал и я не говорю — там аншлаги всегда.

И очень важно, что среди зрителей всё больше и больше молодёжи. За это, конечно, огромное спасибо Правительству России — благодаря такому гениальному изобретению, как «Пушкинская карта», молодые люди, старшеклассники, студенты приобщаются к театру, я бы даже сказал, «подсаживаются» на театр. А значит, гарантированно вырастает новое поколение наших зрителей.

— Теперь, если можно, немного подробнее о творческих итогах сезона. Что предложил театр зрителю?

— Я давно уже говорю — когда в городе один крупный массовый театр (при всём уважении к коллегам из других театров, их залы по вместимости не сравнимы с нашим), приходится думать о том, как этот почти тысячный зал наполнять. Причём зрителя, естественно, надо привлекать не тупыми комедиями (чего уж проще), а настоящим театром, который заставляет думать и сопереживать. А вкусы, предпочтения у всех разные — значит, и театр должен быть разным.

И в минувшем сезоне мы еще раз убедились, что это у нас получается. Две большие премьеры, очень разные (хотя и поставленные одним режиссером, Кириллом Заборихиным): «Мёртвые души» по Гоголю в инсценировке Михаила Булгакова — такая почти классическая, «костюмная» постановка, со вполне узнаваемыми хрестоматийными персонажами — и очень современный спектакль по очень современной, откровенной пьесе Юлии Тупикиной «Ба», поставленный к юбилею народной артистки России Галины Репной.

И тот, и другой спектакли идут практически на аншлагах (ну, может быть, на «Мёртвых душах» зрителей чуть-чуть побольше, но они и вышли раньше, и название более известное). Притом что наш зритель в массе своей довольно осторожно относится к современной драматургии и современному театральному языку, но в случае с «Ба» произошло стопроцентное попадание — и молодёжь, и старшее поколение театралов приняли спектакль, потому что увидели: современная драматургия может быть интересной, живой и способна по-настоящему трогать душу.

А «Мёртвые души», в свою очередь, доказали всем и, в первую очередь, нашим молодым зрителям, что классика — это не скучно, а тоже очень интересно и всегда современно. Кстати, на четвёртом фестивале «МаскерадЪ» этот спектакль победил сразу в трех номинациях: стал лучшим спектаклем фестиваля, отмечен за сценографию (художник-постановщик Олег Авдонин), ну, и ваш покорный слуга получил награду за исполнение роли Чичикова.

Еще очень интересная премьера вышла на малой сцене. Наш актёр и заодно студент-заочник режиссерского факультета ГИТИСа Никита Кузин поставил спектакль «Телефонный разговор» по известному фантастическому рассказу Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Это, ко всему прочему, еще и дебют в жанре моноспектакля для Юрия Землянского. И, по-моему, всё получилось. Мы показали премьеру к Дню Победы, и, по-моему, удалось главное — поговорить о том, что такое война, о том, что такое для нас Победа, без пафоса, без громких слов, но так, чтобы это прочувствовал каждый.

— Что дальше будет с фестивалем «МаскерадЪ»? Он ведь уже успел стать одним из культурных брендов Пензенской области, и постоянные зрители ждут его с нетерпением.

— Да, в прошлом году мы всё-таки провели «МаскерадЪ», хоть и в усеченном, «ковидном» формате — без творческих лабораторий, без кинопоказов... Гостей из других городов было мало, всего два театра — но один из них, между прочим, знаменитый московский Театр на Юго-Западе со своим легендарным спектаклем «Мастер и Маргарита»! А еще приезжал наш старинный друг и сосед, Саратовский академический театр драмы. И, главное, участвовали все пензенские профессиональные театры — это для нас очень важно, потому что мы настроены на тесную творческую дружбу с коллегами.

Очередной «МаскерадЪ», вероятно, пройдет только в 2024 году. Мы хотим посвятить его 150-летию нашего великого земляка Всеволода Мейерхольда. Будем просить о поддержке федеральные власти и очень надеемся на помощь областного руководства. Хочется верить, что Олег Владимирович Мельниченко поддержит нас — он очень любит театр и первым из губернаторов за многие годы стал посещать премьеры.

— И, по традиции, о планах на будущий сезон.

— Откроемся, если всё пойдёт по плану, 8 сентября. А первой премьерой станет спектакль к юбилею заслуженной артистки России Натальи Старовойт. Это постановка по знаменитому роману Сомерсета Моэма «Театр», над которой работает молодой режиссёр из Москвы Алина Кушим (она ставила у нас спектакль «Валентин и Валентина»). Премьеру планируем на 30 сентября.

К 200-летию Александра Николаевича Островского, которое отмечается в следующем году, Кирилл Заборихин выпустит комедию «На бойком месте» (предварительно в конце октября). И он же будет делать новогоднюю сказку по мотивам «Дюймовочки» Андерсена.

Есть и другие замыслы, очень неожиданные, но пока не буду о них рассказывать — мы, театральные люди, очень суеверны, так что не хочу сглазить... Вот про одну идею всё-таки скажу: сейчас мы ищем материал у современных российских писателей про то, как в недавние годы шло и сейчас идёт освобождение Донбасса, и, может быть, попробуем сделать об этом спектакль.

А вообще, для нас главное — чтобы зритель шел в театр, чтобы ему было там интересно, чтобы была пища для ума и сердца. Наши зрители соскучились по театру, и обещаю, что в новом сезоне мы их не разочаруем!

Похожие статьи