Актер Валерий Маслов: «Если тебя похвалили, поблагодари и двигайся дальше»

С одной стороны, это несколько дезориентирует, но с другой, учитывая камерное, интимное настроение этого фильма с большим гуманистическим посылом, вполне понятно, что те зрители, кому посчастливилось все-таки его увидеть именно в обстановке небольшого зала, почувствовали заложенные в нем эмоции и смыслы сполна.
Сценарий «Турецкого седла» по признанию Разыкова, был написан именно «под актера»: когда режиссер впервые познакомился с Масловым на съемочной площадке сериала «Федоров», то был настолько впечатлен его личностью и психофизикой, что решил создать историю, в которой талант Маслова раскроется в полной мере. В фильмографии актера около 20 эпизодических ролей в фильмах и сериалах, но столь масштабная работа — первая .
Главный герой фильма Ильич всю свою жизнь отдал службе в органах госбезопасности, работал агентом по слежке. Выйдя в отставку, он оказывается не у дел — семьи у него нет, а примитивная работа не может ничем заполнить новую жизнь. Ильич то и дело цепляется взглядом за прохожих и тихо, незаметно их преследует. Сюжетные линии этих самых людей дают понять, что выбор Ильича точен, все они — проблемные персонажи, однако невозможность дальнейших действий мучает героя. Ему одиноко, странно, некомфортно.
Обратившись к врачу по поводу своего странного состояния, герой узнает, что у него так называемый синдром «Турецкого седла», характеризующийся абсистенцией, спутанностью сознания и ослаблением памяти. Устойчивые привычки помогают психике защищаться, их обострение не дает человеку «поплыть», но и из замкнутого круга выйти очень сложно. Внезапно в жизни героя появляются новые соседи — молодые классические музыканты. И что-то меняется.
Фильм получил уже около 10 наград российских и международных кинофестивалей, сам Валерий Маслов — актер до сего момента широкой публике неизвестный, также отмечается различными призами за эту роль и в данный момент номинирован на престижнейшую награду — приз гильдии кинокритиков России за лучшую мужскую роль.
Перед показом в Пензе Валерий Маслов рассказал, что не все сложилось сразу. Разыков позвонил ему только через год после работы в сериале «Федоров» и поделился мечтой снять фильм именно под него, для Маслова это стало настоящим шоком. Художник и его «муза» встретились в Москве, согласовали время съемок, обсуждали сценарные ходы, и Маслов рассказывал какие-то эпизоды из своей жизни по просьбе Разыкова. Был уговор начать съемки через полгода, но звонка от режиссера не последовало.
Актер подумал, что не судьба, но Разыков все-таки периодически звонил ему, просил беречь себя и ждать. В общей сложности от задумки до реализации прошло 5 лет. Зато сами съемки прошли в удивительно короткие сроки, команде потребовалось всего лишь 11 дней, чтобы снять «Турецкое седло», ведь съемочный процесс никак не был завязан с государственным финансированием, фильм снят на частные средства.
Перед церемонией закрытия фестиваля удалось немного поговорить с актером.
— Как вы реагируете на успех фильма « Турецкое седло», особенно среди публики знающей, среди коллег? Проснулись ли вы знаменитым, когда этот фильм с успехом стал колесить по фестивалям?
— Я не чувствую себя знаменитым, честное слово. Связанные с успехом амбиции и ощущения мне чужды. Я — скептик, если нет незыблемой уверенности в чем-то — не хочу преувеличивать и обманываться.
Мне, конечно, приятно, когда зрители реагируют на фильм и на мою актерскую игру с любовью и вниманием, говорят слова благодарности, но мой опыт подсказывает, да и учили меня так, что если кто-то (коллеги особенно) тебя похвалил — поблагодари и двигайся дальше.
— Ожидаете ли роста интереса к вам, как к актеру со стороны режиссеров, есть ли новые предложения?
— Конечно, я хотел бы такого развития событий. Сейчас у меня пока что есть несколько небольших предложений, вот, например, совсем скоро в буду сниматься в криминальном сериале в небольшой, но сквозной, важной для сюжета роли. А еще есть предложение от студентов — выпускников киношколы, которые хотят снять меня в дипломном проекте, тоже с благодарностью принял это предложение, но не знаю пока как это будет.
— Вы живете и работаете в Ярославле, и ваш город стал местом для съемок «Турецкого седла». Когда вы смотрели фильм, узнавали ли свой город? И, вообще, насколько камера создает другую реальность?
— Восторгов от узнавания не было, воспринимается все действительно по-другому. Но я больше скажу: чем чаще я смотрю этот фильм, тем больше он от меня дистанцируется. Мой персонаж воспринимается уже совсем не так, как в момент первого просмотра только что смонтированного фильма. Тогда я думал над каждым своим появлением в кадре, анализировал свою игру, расстраивался, что в тех или иных сценах мог бы сделать лучше или по-другому. А сейчас для меня это как будто это чужой человек, я наблюдаю за ним, иногда сопереживаю ему, а потом вдруг ловлю нечаянно себя на мысли «Так это же я!» — удивительное ощущение.

— Профессия актера тоже в какой-то мере подразумевает умение наблюдать и фиксировать увиденное. Есть ли что-то общее между наблюдательностью актера и наблюдательностью работника спецслужб?
— Офицер спецподразделений должен иметь хорошую концентрацию и пребывать в длительном внимании, не расслабляться. Актерская профессия требует того же самого. Начиная с обучения в актерской школе, на самом первом этапе проблема стоит в коротком внимании студентов, поэтому через специальные упражнения воспитывается «длинное» внимание. Надо уметь держать цель в уме и следовать этой цели неукоснительно, что бы не происходило вокруг . Удерживать внимание и двигаться дальше — в этом, возможно, и есть общее.
— Ваш герой держит себя в форме буквально на автомате, он очень дисциплинирован. Предполагает ли, по–вашему, профессия актера поддержание себя в форме?
— Моя основная профессия — артист драматического театра, а еще я преподаю в театральном институте такую дисциплину, как искусство сценического движения и сценического боя, так что наличие в сценарии небольшой драки — своего рода возможность сесть на любимого конька.
Актерам, по моему глубокому убеждению, крайне важно держать себя в форме. И не только стремиться к атлетическому телосложению и здоровому виду, но и быть внимательным к деталям, связанным с движением. Иногда я смотрю фильмы, в которых актер играет какого-либо «крутого» человека, работает с оружием и вижу, что для настоящей крутизны много чего не хватает. У актера нелады с оружием, его руки врут, ноги врут, все тело врет в своих движениях. Если случаются какие-то драки, то я всегда вижу, когда актер не умеет этого делать, склейка смотрится примитивно.
Но если я понимаю, что эпизод снят одним кадром и происходят определенные боевые действия, и актер точен и четок, я просто стоя аплодирую (если, конечно, смотрю фильм дома), это очень впечатляет. Я говорю студентам, что современный артист драматического театра — это своего рода спецназ, который должен быть подготовлен для любых спецопераций.
Источник фото: фото автора