Заметки из практики бизнес-омбудсмена. «Это просто способ давления для выбивания нужных показаний»
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

В декабре 2018 года в Перми 11 человек были осуждены за организацию преступного сообщества и незаконную банковскую деятельность, осуществляемую группой лиц, с извлечением дохода в особо крупном размере. Дело пермских обнальщиков привлекло внимание не только составом преступления, но и статьей 210 УК РФ, по которой проходили обвиняемые.

Кого, за что, на сколько?

Подробности уголовного дела сообщает издание «Коммерсантъ». По версии следствия, группа лиц создала схему, позволяющую выводить деньги предпринимателей в теневой оборот, — «обналичивать». Для этих целей было задействовано около двухсот юридических лиц. Их усилиями в незаконный оборот ушло около одного миллиарда рублей. Среди соучастников преступления были предприниматели, банковские служащие и другие лица. Услуги были платными — такса составляла порядка 6% от обналичиваемой суммы.

Подозреваемые были задержаны в декабре 2015 года. На расследование дела и судебное разбирательство по нему ушло три года. В итоге было осуждено 11 человек. «Коммерсант» приводит решение суда:

«Григорий Зубков, Максим Кощеев и Олег Дьяков были признаны организаторами ОПС. Господину Зубкову было назначено десять с половиной лет лишения свободы со штрафом 850 тыс. руб. и ограничение свободы в виде одного года. Господин Дьяков также получил десять с половиной лет со штрафом 800 тыс. руб. Господина Кощеева приговорили к девяти с половиной годам колонии со штрафом и ограничением свободы. Наказание организаторы ОПС будут отбывать в колонии строгого режима. Восемь участников преступного сообщества получили от пяти лет до пяти лет десяти месяцев колонии общего режима. К условным срокам, по четыре с половиной года, были приговорены Галина Подгорная и Ольга Ощепкова».

Серьезная статья

Статья 210 Уголовного кодекса РФ называется «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)». Максимальное предусмотренное статьей наказание (часть 4) — пожизненное лишение свободы.

Статья 35 УК РФ поясняет, что «преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды».

Говоря проще, когда имеет место именно организация, практически, в научном понимании именно термина. Обзвонил, договорился, сказал, кому что делать — вот уже и оргначало.

Считается, что основной мишенью этой статьи предполагались крупные преступные боссы (актуальная проблема для 90-х годов), воры в законе, сутенеры и другие криминальные «менеджеры». Строго говоря, под определение статьи подпадали и «экономисты», подобные пермским. Здесь обретают значение такие факторы, как «общественная опасность деяния».

В последние годы наблюдатели отметили увеличение числа дел по 210-й статье, связанных с экономическими преступлениями. Автор «Медиазоны» приводит точку зрения на ситуацию:

«Предпринимательское сообщество и правозащитники полагают, что этот статистический рост может быть связан с неправомерным предъявлением обвинений по статье 210 фигурантам так называемых экономических дел: о мошенничестве в предпринимательской сфере, незаконной банковской деятельности и тому подобных».

Мнения в том же ключе высказываются в отношении пермского дела. Один из телеграм-каналов опубликовал материал, в котором озвучивается следующее мнение:

«Обнал — это не грабёж, ты не делаешь никому плохо или больно, от этого не страдают невинные люди. Я не говорю сейчас о кидорасах, только о тех, кто работает честно. Теоретически страдает только государство […] Они просто недополучают налоги […] ».

Коснется ли Пензы?

Прокомментировать применения статьи 210 по экономическим делам мы попросили уполномоченного по защите прав предпринимателей Пензенской области Карима Кузахметова.

— Карим Фаридович, инкриминировали ли бизнесменам в Пензе создание и участие в преступном сообществе?

— Да, в Пензенской области подобные дела имеются.

Бизнес-омбудсмен может оказать какое-то влияние на эту практику?

— Есть такая общественная организация, Ассоциация защиты бизнеса, которая проводит экспертизу, насколько то или иное дело относится к предпринимательской сфере. Ассоциация рассмотрела пензенский случай и пришла к выводу, что с юридической точки зрения в деле рассматривается не бизнес, а частная деятельность отдельных людей. Поэтому на данный момент мы в подобных разбирательствах участия не принимали.

— Оправдано ли обращение к 210-й статье, когда речь идет об экономических преступлениях?

— Относительно 210-й статьи полагаю, что это однозначный перебор. Её сейчас пытаются привязать везде, где фигурируют больше двух человек. Считаю, что это неправильно. Это просто способ давления для выбивания нужных показаний. К подозреваемым по «предпринимательским» делам 210 статья точно не должна применяться.

О гуманизме

О лояльности к предпринимателям, в том числе со стороны Фемиды, можно слышать достаточно часто. Принцип гуманизма зафиксирован и в самом Уголовном кодексе РФ. О необходимости смягчения наказаний за экономические преступления регулярно говорит президент России Владимир Путин.

Но пока зачастую слова, увы, расходятся с практикой. Полагаем, что россияне ждут от государства закона не только неотвратимого, но и понятного и гуманного. Иначе стальные тиски в какой-то момент могут передавить артерии, питающие бизнес-инициативу. А как считает читатель?

Источник фото: https://auction.ru/offer/1989_g_bank_sssr_chekovja_knizhka_na_25_chekov_chistaja_redkaja-i38234329823706.html

Похожие статьи