Заметки из практики бизнес-омбудсмена. «Есть только трепетное желание все контролировать»


На портале «Пенза-Онлайн» стартовала новая рубрика. Надеемся, она полюбится нашим читателям.
Могут ли городские перевозчики привлекать к своей работе субподрядчиков? Ространснадзор поставил это под сомнение. На сторону малого бизнеса встал уполномоченный по правам предпринимателей Пензенской области Карим Кузахметов.
Эта практика существует уже много лет. Владельцы «ГАЗелей», «Пежо-Боксеров» и «Мерседесов-Спринтеров» оказывают услуги маршрутных такси, заключив договоры с крупными компаниями-перевозчиками, такими как «Дилижанс» или «Меркурий». Последние являются операторами городских маршрутов по итогам конкурсных процедур.
В 2018 году Ространснадзор счел такую систему противоречащей закону и попытался ее изменить, наложив санкции на владельцев микроавтобусов. Ставший «жертвой» надзорного органа индивидуальный предприниматель обратился за помощью к бизнес-омбудсмену Кариму Кузахметову.
Рассказывает Карим Фаридович:
— Одно из подразделений Ространснадзора инициировало проверки законности перевозок. Его сотрудники ожидали «маршрутчиков» на конечных остановках и проверяли документы — так называемые карты маршрута. В карте указывается перевозчик, т.е. компания, выигравшая конкурс на данный маршрут. Соответственно, субподрядчик в документе не значится, и по формальным признакам работает на маршруте незаконно.
На этом основании Ространснадзор решил привлечь субподрядчика к ответственности в виде штрафа в несколько сотен тысяч рублей. Для небольшой организации, в парке которой всего 3-5 машин, это означает разорение.
— Это действительно является нарушением?
— Закон не запрещает генподрядчику привлекать другие компании для работы на маршруте. Но Ространснадзор по неким причинам был недоволен такой практикой. Изменить ее, по сути, можно, только прямо указав в конкурсной документации, что подрядчик должен осуществлять перевозки исключительно своими силами. Видимо, найти общий язык с муниципалитетом в этом вопросе Ространснадзор не смог, и пошел по пути создания судебной практики.
Мы сочли, что это явно ущемляет права предпринимателей и вступили в судебный процесс как третье лицо. В итоге все инстанции встали на нашу сторону. Так мы упредили появление негативной судебной практики, которая позволила бы дальше собирать сотни тысяч штрафов с малых предпринимателей, занятых в перевозках.
— Система работает уже много лет. Почему в 2018 году Ространснадзор вдруг счел ее порочной? Какие общественные интересы они хотели защитить этим актом?
— Контрольно-надзорный орган желает минимизировать нарушения на дорогах. На их взгляд, система субподряда стала нерегулируемым звеном. На которое при этом ложится существенная часть перевозок.
В их интересах, чтобы было не три больших конкурса на городские маршруты, а множество мелких. Сейчас у них есть 3-4 компании, которые они контролируют. А стало бы множество, где можно было бы проводить плановые проверки, внеплановые проверки… Но город такая схема не устроила.
Мы сейчас не говорим о том, какой из этих вариантов лучше. Мы говорим о том, что, не сумев договориться, контрольно-надзорный орган попытался решить эту проблему, фактически за счет предпринимателей — чтобы они боялись заключать договоры с генподрядчиком из-за штрафов.
— То есть, надзор просто пытается оправдать свое существование?
— Может быть. Потому что для бизнеса мы видим обычный пример аутсорсинга, когда исполнитель привлекает ресурсы других организаций. А в подходе Ространснадзора нет экономики. Есть какое-то трепетное желание все контролировать. Но кто тогда будет работать?
— Если рассуждать не с позиции защиты бизнеса, а с точки зрения жителей города, опасения надзорного органа оправданы?
— Чтобы это утверждать, надо представить какую-то статистику, аналитику. Например, количество нарушений на единицу транспорта генподрядчика и субподрядчика. Но никакого анализа не было. Поэтому сейчас это — исключительно позиция руководства надзорной инстанции.
— Насколько важно полученное судебное решение с системной точки зрения? Ведь в России не прецедентное право.
— Формально контрольно-надзорный орган может пытаться возбуждать новые дела. Но если сторона защиты станет руководствоваться исключительно тем, что написано в прежних судебных решениях — даже не нанимая юриста — с огромной долей вероятности он гарантирует себе победу.
На следующей неделе мы коснемся другого важного вопроса в сфере предпринимательства. Следите за нашими материалами.
Источник фото: фото предоставлено Каримом Кузахметовым и пресс-службой Правительства региона