Разговоры о ритейле с Натальей Антоновой. Покупатели меняют привычки и предпочтения
Наталья Антонова
Наталья Антонова

«Пенза-Онлайн» открывает новую рубрику «Разговоры о ритейле». Раз в месяц мы будем предоставлять слово директору центра «Максимум», эксперту службы «Профессиональная розница» Наталье Антоновой. Сегодня речь пойдет об изменениях в привычках и предпочтениях покупателя. И о том, как ритейлеры пытаются выделиться среди конкурентов.

Наталья делится своими размышлениями по следам ПРОДФОРУМА, который проходил в рамках XXVI международной выставки «ПРОДЭКСПО-2019».

Как изменилось поведение российских покупателей и потребителей в 2018 году, предлагаю рассмотреть на основе исследований, проведенных институтом маркетинговых исследований «GfK Rus | Moscow» и компанией «Jos de Vries The Retail Company Russia».

Поведение российского потребителя изменилось в трех аспектах (рисунки 1 и 2):

  • демографический (старение населения, расслоение населения, разрыв поколений)
  • доступ к технологиям (рост продаж смартфонов/планшетов, электронный документооборот (elD, истории болезни и т. д.), поиск информации и рекомендаций в интернете и желание делиться своим опытом, интернет вещей и Al в сервисе, рост ценности персональных данных как ресурса для бизнеса)
  • стиль жизни (переизбыток информации, ориентация на настоящее, больше тратят времени на спорт, бьюти, здоровье, туризм)

Рисунок 1.

Все это происходит на фоне снижения доходов большей части населения России, низкой лояльности торговым точкам и высоким требованиям к сервису и прозрачности.

Рисунок 2.

Как покупатели воспринимают текущее российское ритейл-пространство?

«GfK Retail Monitor» провело исследование 20 тысяч российских домохозяйств, 50 тысяч потребителей (панель домашних хозяйств) и масштабный всероссийский опрос (более 7 тысяч интервью).

Для определения сегментов был использован блок вопросов об отношении покупателей, оценка по 50 суждениям (дается оценка сильных и слабых сторон). В сегментации участвовали более 60 российских ритейлеров: «Ашан», «Лента», «Магнит», «Метро», «Виктория», «Перекресток», «Пятерочка», «Окей», «Карусель», «Дикси», «Азбука вкуса», «Билла», «Бахетле», «Спар», «Глобус» и другие. В основу сегментации положено восприятие ритейлеров покупателями по:

  • ассортименту
  • уровню цен
  • уровню обслуживания
  • выгодности промо
  • программам лояльности
  • удобства посещения магазина
  • опрятности торговых точек
  • и другие вопросы.

Всего в восприятии покупателей выделяется 4 большие группы представителей розницы:

  1. Магазины с хорошим выбором алкоголя и минимальным других продуктов.
  2. Магазины с интересным ассортиментом и лучшим качеством продуктов.
  3. Большие магазины, где можно купить все за один раз.
  4. Магазины у дома с невысокими ценами.

Интересно было бы провести аналогичное исследование в Пензе. На мой экспертный взгляд, к первой группе магазинов в нашем городе можно отнести: «Красное и белое», «Duty free», «Бристоль». Ко второй — универсам «Центральный», «SPAR», «Южный», «Слава», «Планета Земля», «Перекресток», «Караван». К третьей — «Лента», «Магнит» (гипермаркет), «Радуга», «Metro». К четвертой — «Магнит», «Пятерочка», «Атак», «Скидкино».

Крупные группы распределились на 9 подсегментов. Как выглядит карта имиджевого восприятия крупнейших российских ритейлеров, показывает рисунок 3.

Рисунок 3.

Возникает вопрос: какой из сегментов растет наибольшими темпами? Наибольший рост в 2018 году показывают два нишевых сегмента: алкомаркеты и супермаркеты с уникальным ассортиментом (рисунок 4).

Рисунок 4.

У разных сегментов магазинов и каналов торговли — разные драйверы и возможности роста. Это показывают рисунки 5, 6, 7. Два основных — это средний чек магазина и увеличение частоты посещений.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Драйвера и новые тренды: идеи для роста и развития.

«Дифференцируйся (отличайся) или умирай» — это теорема, не требующая доказательств на современном российском рынке. Какие глобальные тренды могут стать новыми идеями и отличительными направлениями?

— Все для меня и про меня.

— Жизнь без сложностей.

— В поисках уверенности и безопасности.

— Чувствовать и выглядеть на все 100.

— Сила информации.

— Сопричастность.

—  Запрос на соответствие.

— Эко-активизм.

— Новый опыт каждый день.

Актуальные тренды в продуктовом ритейле:

  • магазин, дающий вдохновение
  • мощный акцент на свежесть
  • готовая еда
  • продуманные удобные решения
  • тестирование новаторских подходов

В следующий раз мы рассмотрим, как эти тренды и возможности используют региональные ритейлеры.

Автор главного фото — Светлана Рыскина

Похожие статьи