Разговор о бизнесе. Роман Кашин: «С утра беден, к вечеру — сказочно богат»
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Портал «Пенза-Онлайн» продолжает серию публикаций о пензенских предпринимателях. Наш сегодняшний собеседник — генеральный директор компании «Открытый звук», член Русского географического общества Роман Кашин.

Роман Кашин

Здоровая конкуренция


— Магазин музыкальных товаров, которым ты владеешь, — достаточно специфический бизнес. Не ширпотреб, скажем, который нужен вся и всем в любое время года. Почему ты выбрал именно это направление деятельности?

— Еще в раннем детстве я полюбил советский кукольный мультфильм «Музыкальный магазинчик», в котором кузнечики владели музыкальным магазином. И пройдя, как большинство бизнесменов того времени, все тернистые этапы начала лихих девяностых, я все же осуществил свою мечту. Начинал, конечно, не с инструментов. Успел поработать на заводе «ЗиФ» — с 16 лет учеником мастера, в строительных организациях. Но денег почти не платили. Поэтому, посидев немного на шее у родителей, пошел в торговлю. В 90-х торговали всем, чем угодно. Был доступ к кастрюлям — торговали кастрюлями. Кто-то имел столичные связи в опте по кожанкам и джинсам, торговали ими. Я привозил в Пензу машинами известный иностранный лимонад, лампочки, кофе. И здесь перепродавал. Привозил даже лотерею. Жил под девизом: с утра беден, к вечеру — сказочно богат.

Потом, в конце 90-х открыли с партнером фирму, специализирующуюся на продаже профессионального светового и звукового оборудования. Но вскоре бизнес пришлось разделить, поскольку партнера интересовала только техника и объемы ее продаж, а меня больше занимала организация шоу и концертов.

 Так я создал свою компанию «Открытый звук» и сконцентрировался на сдаче в прокат профессионального света и звука. Магазин открыл рядом с «Хокенсом» Владимира Бошняка — в соседнем здании. Появилась здоровая конкуренция, два магазина в одном месте — всем было удобно, клиент пошел. Поле для деятельности было непаханое.

Кризис мешает празднику


В 2001 году, чтобы заработать нормальные деньги, я решил сыграть по-крупному: организовал в ЦНТИ трехдневную выставку «Музыка и шоу-бизнес Поволжья». Собрал всех пензенских производителей музыкальных инструментов и оборудования, пригласил коллег из соседних регионов и Москвы. Деньги тогда еще не были столь явной и единственной возможностью для организации мероприятий, как сейчас. Мне активно все помогали. «11 канал» изготовил рекламные ролики, тогда еще здравствующий Завод имени Фрунзе сварил все металлические конструкции для павильонов. Мы позвали лучших музыкантов, которые играли все три дня, пока длилась выставка. Гудела вся Пенза. Все шли навстречу. Было все супер, и, казалось, что так будет всегда.

— Но что-то произошло…

— Случилась та самая трагедия в Америке. Террористический акт 11 сентября, когда были взорваны башни-близнецы. Сначала объявили траур, потом объявили кризис. Всем стало как-то не до музыки, и не до веселья.

Вообще, у меня подъемы в бизнесе всегда совпадали с «критическими днями» в стране. Каждый раз, когда у меня накапливались деньги, клиент, наконец-то, начинал валить толпой, а душа моя рвалась наружу, требуя праздника, в мире или в России объявляли кризис, людей призывали потуже затянуть пояса, а меня со своими идеями снова возвращали в унылое вчера.

— Тем не менее, насколько мне известно, ты не отказался от проведения музыкальных фестивалей и в кризисные времена?

— Да. Первый фестиваль «Реальный звук» (в последствие он назывался «Открытый звук») мы провели в 2002 году. Здесь прямая связь между социальным блоком и бизнесом. Я искренне считал, что если я провожу фестиваль, народ тусуется, а музыканты играют, то на всем этом, как на дрожжах, растут мои потенциальные клиенты.

Чем больше проводится концертов, тем больше появляется пензенских музыкантов, а им требуются все новые инструменты и оборудование. Мне была выгодна благотворительность, если так можно выразиться. Я подарил человеку, например, гитару. Он тут же решил создать группу. И его друзья уже идут ко мне в магазин за барабанами и акустикой. Отдача чувствуется. Радость.

Концерты и фестивали в Пензе в начале 2000-х годов проходили чуть ли не каждую неделю. У меня в штате официально трудилось 15 (!) монтажников сцены. Представляешь? Я практически не зарабатывал на продаже музыкальных инструментов, прибыль получал исключительно за счет проведения монтажных и инженерных работ. Мы обустраивали сцены, ставили звук, свет… Десятки проектов реализовали. Многие клубы работают до сих пор. Например, развлекательный комплекс «Квадрат», где мы ставили оборудование. «Озвучивали» торговые сети «Спар» и «Товарищ», бассейны и спортивные объекты.

А потом вместе с техническим прогрессом к нам пришел интернет. Помощь бизнесу? Безусловно! Но и он сыграл с нами злую шутку. В жизнь бизнесменов плотно вошла мутная тендерная основа, и все покатилось назад...

Одноразовые аналоги


— Поясни, почему мутная?

— Имея большой опыт работы, мы знаем, сколько стоит обустройство сцены, можем все рассчитать, спроектировать и установить все на высшем уровне. Будут довольны все. И Орбакайте, и Киркоров. Но теперь все эти работы проводятся через электронные торги. И в итоге тендер выигрывают фирмы-однодневки из столицы или соседних регионов. Их никто не знает, в глаза не видел. Зато они берутся, условно говоря, за три копейки сделать то, что за эти деньги сделать НЕВОЗМОЖНО! Скажем, для звезды первой величины я бы поставил немецкий микрофон и чешский свет, но находится «одноразовая» контора, которая предлагает все гораздо дешевле.

Почти такое же оборудование, как вы хотели, говорят они. Только «немного» китайский аналог. И эта «одноразовость» у нас сейчас во всем. Оглянись вокруг: в каждом сегменте мы видим дешевый одноразовый аналог настоящего качественного асфальта, аналог брусчатки, аналог тротуарной плитки и т.д. В наших подъездах устанавливают дешевые лампы, которые перегорают через две недели, а найти исполнителя (читай — чужака) нельзя, потому что он из другого региона, и, скорее всего, его фирмы уже нет в «живых». Я — рядом, меня всегда можно найти и потребовать устранить недочеты, но я не могу выиграть торги, потому что я понимаю, что столько это стоить не может.

В итоге, господа, регион лишился мецената Романа Кашина, который мог бы устраивать яркие масштабные фестивали. «Благодаря» тендерной системе, теперь я не могу на эти фестивали заработать денег. А местные музыканты не могут реализовать себя, получить качественную тусовку с продвижением своих проектов. Мне вновь приходится довольствоваться продажей струн, гитар и барабанов. Слава Богу, преданные клиенты остались.

Надо поддерживать местных


— Какие пути выхода из ситуации ты видишь?

— Я бы вообще, если честно, предложил придумать альтернативу торгам. Должно оцениваться качество исполнителя, его работ, а уже затем цена. Ведь на наши деньги (чаще всего бюджетные) лезут все кому ни лень. Забирают тендеры, забирают деньги, а мы в итоге получаем детскую поделку, и ломаем голову, как ее довести до ума. Я не понимаю, почему нельзя, например, устраивать торги исключительно среди местных компаний, работающих по этому профилю? Давайте поддерживать своих! Тем более что свои профессионалы у нас есть. Их тоже много и они, повторюсь, рядом. С них всегда можно спросить за качество работы. К тому же и деньги в этом случае останутся в регионе!

Знаю, мне скажут, что таковы условия рынка, есть закон о свободной конкуренции и т.д. Даже антикоррупцию сюда приплетут. Пусть так. Значит, нужно придумать какие-то другие меры поддержки. Я уверен, что в «пролете» после так называемых тендеров зачастую оказываются очень многие пензенские компании, такая ситуация у нас в любой отрасли, какую не возьми, а не только в нашей, музыкальной. Это общая проблема местных бизнесменов. Я за их поддержку, пусть зарабатывают наши.

А еще — Пензенской области нужна идея, которая бы объединила местных предпринимателей. Чтобы народ в нее поверил, воспрянул, и все вокруг завертелось. 10 лет назад население активно объединялось вокруг «Единой России». У партии были свежие идеи, народ ей доверял. А результаты последних выборов показали, что никаких идей больше нет. Либо их никто не предлагает? Лично я никаких предложений и идей, которые могли бы нас, бизнесменов, объединить, от кандидатов не услышал.

— В каком ключе должна быть идея?

— Не могу сказать вот так, с ходу. На днях был в Туле, например. Тульский пряник знают все. Это бренд. Вокруг него и бизнес крутится. А вспомнили про него, кстати, не так давно. И теперь на центральных улицах можно увидеть фирменные магазины. В Суздале есть сбитень. У нас ничего нет. Значит, нужно придумать. А может, вспомнить. Одними «Тарханами» с Лермонтовым сыт не будешь. Есть же светлые головы, наверняка? Не все еще в Москву переехали и в Лондон? Я пока, по крайней мере, на это надеюсь…

Похожие статьи