Разговор о бизнесе. Нелля Бахтеева: «В Пензе можно открыть хоть 10 чайных студий, и все они выживут!»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Сегодня мы гостим в чайной студии «Дерево». Это единственное в Пензе заведение подобного рода. Сюда приходят не только для того, чтобы купить редкий сорт чая, но и чтобы поучаствовать в чайной церемонии. Знакомьтесь: наша собеседница — хозяйка студии Нелля Бахтеева.



— Нелля, вопрос в лоб: почему именно чай?

— Наша чайная студия открылась в 2014 году. До этого я два с половиной года жила в Краснодаре, где была администратором и идеологом подобного заведения. Еще ранее этому предшествовали два года увлечения чаем, чайными традициями и церемониями. Вообще тогда, в 2011 году, мы запустили в Краснодаре два чайных проекта. И сейчас там настоящая движуха вокруг этой темы. В городе около 15 подобных заведений. Концепция у них одинаковая — магазин плюс пространство для чаепития. Вместе с тем они все разные, и каждая студия по-своему интересна.

Увлеченность моя началась в конце нулевых годов. Я попала в такую волну, когда тема чая в Москве и Питере начала спадать, но начался настоящий чайный бум в регионах. В России всегда так. Сначала что-то появляется в Москве, потом в Питере… А когда в столицах всем уже поднадоело, тему подхватывают регионы. Я была в начале чайной волны в Краснодаре и донесла ее до Пензы.
Это именно тот случай, когда любимое дело становится делом, которым ты зарабатываешь. Я идеалистически верила в то, что такое возможно. И вот результат. Да, я совместила хобби с работой.

— В 2014 году открылась чайная студия в Пензе. Как искали первых клиентов? Чем завлекали?

— Мы начинали не как стандартный бизнес. Не просчитывали рекламную компанию, не прогнозировали прибыль. Дело в том, что с 2009 года мы регулярно устраивали в Пензе разные чайные церемонии, чаепития… По разным местам — в клубах, антикафе, квартирах друзей. Платные, бесплатные. Выезжали со своим чаем на общегородские мероприятия — на «Jazz May», на «SECON». Получали от этого массу удовольствия.

Поэтому, когда открылась чайная студия, народ уже был подготовлен. Он ждал этого события, хотел нас. И первые месяцы мы жили за счет аудитории, которая уже была готова, а затем аудитория стала сама себя генерировать. Не сделаю открытия, если скажу, что лучшая реклама в Пензе — это «сарафан». Пришел один клиент, ему понравилось. В следующий раз он приведет с собой пятерых друзей. Это наш случай. Никакая классическая воронка продаж тут не работает.



— Потом у тебя появился еще и магазин специй…

— Магазин специй и косметики из Индии и Крыма «Коричное дерево» — это партнерский проект. Я там не одна. Хотя, по сути, и в чайной студии, и в «Коричном дереве» работают одни и те же ребята. Мы — одна команда.

— Чем чайная студия отличается, к примеру, от пивной? Ну, кроме главного напитка, естественно…

— Когда мы говорим о чайном клубе или студии, имеем в виду место, где продается чай, околочайные напитки — травы, ройбуши, мате и так далее, и имеется пространство для чаепития. И это пространство не подразумевает употребления кальянов, табака и алкоголя. Для меня это непременное условие. В городе есть кальянные, которые позиционируют себя как чайные. Но к нам они не имеют никакого отношения. В чистом виде — как чайная студия — мы в Пензе такие одни.



— Если говорить об ассортименте чая, в чем разница между тем, что представлено у тебя, и тем, что встречает нас в чайных отделах супермаркетов?

— Мы мониторим ситуацию в чайных отделах. Безо всякой скромности могу сказать: того, что мы привозим в Пензу, в других магазинах нет. А есть сорта, которые вы не найдете и в соседних регионах. Люди из других городов заходят и подтверждают это. У нас около десятка поставщиков, в том числе крупные чайные дистрибуторы. Благодаря наработанным за годы контактам у нас есть возможность покупать чай у небольших чайных фабрик Китая. Мы не заказываем напитки через интернет-сайты. У нас другие объемы, другие требования к качеству и другое отношение к рискам.

Наработка таких связей — процесс долгий. Нужно постоянно участвовать в межрегиональных чайных выставках, фестивалях, конференциях…

Да, есть чайные магазины в других городах. Но такое место, как у нас, где есть чай китайский, индийский, цейлонский, мате, алтайские и вологодские травы, смеси специй для масалы, чайная атрибутика и посуда для церемоний, вы вряд ли найдете. Даже в Москве придется поискать. Я считаю, что наша чайная студия — уникальный проект для Пензы, который нужно включать в путеводители для туристов.

Вообще, мечта любого «чайного» человека, чтобы в городе было как можно больше чайных, и чтобы не было кальянных и пивных. Поэтому я не боюсь конкуренции. В Пензе можно открыть еще хоть 10, хоть 15 чайных студий и клубов. И при надлежащем качестве все они найдут своих клиентов и выживут. Я буду только рада. Конкуренция будет держать нас в тонусе, подстегнет на новые проекты.

— Знаю, что в прошлом году студия устраивала в Пензе чайный фестиваль.

— Да. Мы собрали сильную образовательную часть. Привезли интересных людей. Были лекции об истории чая. Выпили в общей сложности 200 литров этого напитка. Что показательно — фестиваль прошел при поддержке благотворительного фонда «Гражданский союз», наш проект получил мини-грант из средств капитала местного сообщества.

Грубо говоря — нам помогли деньгами. Это было всего 20 тысяч рублей, но они нам очень пригодились. Я не знаю больше ни одного города, в котором бы чайная студия привлекла общественность к своему проекту. Хотя — почему бы и нет? Чай — хорошая объединяющая городская тема. Здоровая. Все пьют чай, слушают музыку, общаются. Мне кажется, это замечательно.

— Охарактеризуй публику, которая к вам приходит.

— Есть стереотип, что чайная студия — это молодежное место. На самом деле, это далеко не так. К нам приходят, конечно, и студенты, и школьники. Но кроме них есть много взрослых интересных людей. У нас проходят, например, чайные пятницы. С дегустацией нескольких сортов чая, напитков разных народов. Каждая церемония, каждая подача сопровождается рассказом. Хочет гость или не хочет, но мы вкладываем в него информацию о стране произрастания чая, о культуре народа и т.д. И публика разная. Нельзя сказать, что приходят одни и те же. Очень часто к нам забредают гости из других городов. Прогуливаются по улице Московской, видят вывеску и заходят.
Летом у нас работает площадка во дворе. Там проходят акустические концерты, поэтические вечера, что-то еще. То есть мы выдаем по два-три события в неделю.

Мы со своим чаем регулярно выезжаем на крупные городские события. В апреле мы поедем на «SECON», и будем угощать своими напитками участников этой конференции. Потом будут другие события и фестивали…

— Наша рубрика называется «Разговор о бизнесе». Поэтому перейдем от духовного к материальному. Когда ты только затевала бизнес, пользовалась кредитами?

— Своих денег на открытие студии у меня не было. Поэтому я использовала заемные средства. Но брала не в банке. Заняла у хороших людей. В России настолько жуткие банковские проценты для малого бизнеса, что, взяв кредит, через полгода мы бы закрылись.

Мы хоть и очень маленькие предприниматели, но исправно платим налоги, фиксированные платежи, создаем рабочие места. Но ненормально, что мы живем по тем же законам, что и большие солидные организации. Вот и сейчас — по закону мы должны до 1 июня установить кассовый аппарат. Для кого-то это не составит проблем, для нас это настоящая боль.

Это те деньги, которые я могла бы забрать себе и съездить, наконец, в отпуск. Но отпуск опять откладывается, потому что деньги уйдут на кассовый аппарат. И я уверена, что кто-то из мелких предпринимателей из-за этих касс уйдет в тень. А власти будут опять удивляться, почему у нас бизнес не хочет быть легальным.

— Ты считаешь себя социальным предпринимателем?

— Наверное, в Европе я бы считалась таким предпринимателем. Я ведь не только чай продаю. Я несу культуру в массы, занимаюсь досугом молодежи и т.д. Но никаких поблажек и льгот от этого не имею. По форме собственности бизнеса я — ИП, и живу по его законам, одинаковым для всех ИП…

Тем не менее, нам нравится наше дело, мы любим заваривать чай и рассказывать о нем. И это — главное, что третий год мотивирует нас каждый день открывать двери и встречать гостей. Нам кажется, Пензе просто необходимы подобные места!
Источник фото: Фото из архива Нелли Бахтеевой

Похожие статьи