Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков — позиция пензенского УФАС
На протяжении нескольких месяцев в Торгово-промышленную палату поступает много обращений, связанных с возможностью засвидетельствовать форс-мажорные обстоятельства. Половина из этих обращений касается и недобросовестного исполнения государственных контрактов. Именно этот вопрос накануне обсуждался за круглым столом в Пензенской ТПП с участием сотрудников УФАС по Пензенской области, а также регионального Министерства экономического развития и промышленности.
Первой взяла слово заместитель председателя Пензенской Торгово-промышленной палаты Татьяна Глухова. Она отметила, что многие поставщики боятся попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Основания нарушения контрактных обязательств, в принципе, у всех схожие и сводятся к одному — невозможности исполнить условия контракта из-за удорожания сырья, стройматериалов и комплектующих, часть из которых в сложившейся экономической ситуации проблематично поставляются из зарубежных стран.
Со слов руководителя пензенского УФАС Елены Демидовой, в данный реестр включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением условий договоров. Иногда в этот список попадают подрядчики по независящим от них причинам.
— Антимонопольный орган рассматривает поступившее обращение в порядке, установленным Правительством РФ. С 1 июля 2021 года такой порядок был изменен и утвержден постановлением Правительства от 30 июня прошлого года. В соответствии с ним возникли некоторые изменения, — пояснила Елена Николаевна.
С момента введения данного порядка изменились условия включения в реестр. Теперь в нем содержится информация как о самом участнике закупок, так и об учредителях и юридических лицах, причем в полном объеме. Если поставщики, ранее включенные в реестр, благополучно создавали новые предприятия и продолжали работать, как прежде, принимая участие в закупках и заключая контакты, то сейчас все ужесточилось. И многие стали бояться попасть в этот «черный» список.
Елена Демидова подчеркнула, что после заключения госконтракта в случае его неисполнения или уклонения нужно быть очень внимательным и осторожным как заказчику, так и участнику.
— При поступлении обращения УФАС рассматривает действия заказчика в плане соблюдения порядка обращения в антимонопольный орган. Это утверждено 44 Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 104). Кроме того, рассматривается и соблюдение всех требований и условий участниками, а также учитывается и их добросовестное поведение. Очень важно обратить внимание на взаимодействие заказчика и участника сделки, — пояснил руководитель пензенского УФАС.
Как правило, грубой ошибкой является обращение поставщика (участника) в региональное УФАС исключительно по телефону. Важно письменно оформить обращение, указав условия контакта, которые должны были быть соблюдены двумя сторонами.
За сломанный компьютер не отправляют в РНП
Причины уклонения от условий контакта могут быть абсолютно разными: как обоснованные действия участника при отсутствии технической возможности подписать договор, так и намеренное несоблюдение договоренностей.
Елена Николаевна отмечает, что в любом случае заказчик должен доказать правомерность своих действий. В последнее время антимонопольный и другие территориальные органы неоднократно сталкивались с подобной ситуацией — уклонением от подписания контракта.
— У многих недобросовестных поставщиков неожиданно ломается компьютер в день подписания контракта. Наплевательское отношение заказчика мы обсуждали и с центральным аппаратом ФАС, который в свою очередь уже совещался по этому вопросу с судейскими сообществами, чтобы защитить добросовестных участников сделки. Другое дело, когда действительно случился сбой в системе, и нет возможности вовремя подписать договор. Эти случаи мы также рассматриваем и выясняем все детали невыполнения условий контракта, — разъяснила Елена Николаевна.
Могут возникнуть проблемы и при одностороннем расторжении заказчиком контакта. Вместе с обращением в антимонопольный орган необходимо предоставить информацию об участнике договора, который уже начал исполнять свои обязательства.
— В этом случае всегда призываю заказчиков вести себя в первую очередь добросовестно, а также своевременно совершать все условия договора, — добавила она.
Множество нарушений допускаются заказчиками, в том числе по ненадлежащему уведомлению о принятии решения. Поставщик за несоблюдение процессуальных норм несет административную ответственность, и может получить штраф.
Изменения в закупках по 223 и 44 Федеральным законам
Заместитель УФАС по Пензенской области Елена Прокаева разъяснила применение на практике Федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также коснулась и ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
С ее слов, многие организации осуществляют закупки по № 223-ФЗ, поскольку он более лояльный, нежели № 44-ФЗ. Как правило, объем обращений значительно ниже по первому закону, но причина их подачи в антимонопольную службу одна и та же — невозможность подписания контракта из-за сбоя в компьютере.
— Опять же УФАС запрашивает необходимую информацию по каждому такому случаю и выясняет, действительно ли эти факты имеют место быть. Кроме того, если заявление поступило в ведомство по 223-му Федеральному закону — это еще не говорит о внесении участника в реестр недобросовестных поставщиков. Повторю, в обязательном порядке мы все тщательно проверяем. По №44-ФЗ действуют послабления по срокам. Заказчик обязан принять соответствующее решение и в течение 30 календарных дней направить нам необходимую информацию. В противном случае предусмотрена административная ответственность, — подчеркнула Елена Прокаева.
При этом административная ответственность предусмотрена не только за невыполнение условий договора, но и за нарушение срока осуществления закупок.
Примечательно, что если заказчик по №223-ФЗ не предоставит в УФАС сведения о недобросовестных лицах или предоставит о них недостоверные сведения, то это будет считаться административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. рублей, а на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. рублей.
Таким образом, попадание в реестр недобросовестных поставщиков грозит юридическому лицу или физическому лицу (в т.ч. индивидуальному предпринимателю) «отлучением» от участия в закупках по №223-ФЗ на срок 2 года.
Закупки у предпринимателей: что изменилось в 2022 году
Многих заказчиков и участников закупок также интересовали изменения, произошедшие в 2021 году, которые напрямую касаются субъектов малого и среднего предпринимательства.
— Были внесены корректировки в №223-ФЗ (ст. 3.4), где предусмотрены особенности осуществления закупок субъектов малого и среднего предпринимательства. Также изменения коснулись и ч. 19 ст. 3.4, предусматривающие предоставление заказчику неограниченной информации для участия в закупках по 223-му Федеральному закону, — пояснила Елена Прокаева.
Объем закупок также подвергся изменениям. С 1 января текущего года все компании, работающие по №223-ФЗ, должны увеличить его на 25%, за исключением случаев, если данная организация не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, с конца марта сократился и срок оплаты по договорам с малым и средним бизнесом в рамках закупок по 223-му Федеральному закону — с 15 до 7 рабочих дней.
А с июля этого года вступят в силу изменения, касающиеся положения закупок субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, будет предусмотрен порядок закупок по принципу электронного магазина. Речь идет о том, что заказчик выбирает товар, который ему подходит с наиболее привлекательной ценой, размещает извещение о потребности, после чего рассматривает поступившие предложения и выбирает победителя.
*Создано при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей в рамках субсидии на реализацию мероприятия по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.