Разговор о бизнесе. Максим Холуев: Всем тем, кто хочет начать бизнес, — начинайте!
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В рубрике «Разговор о бизнесе» мы решили побеседовать с Максимом Холуевым, директором «CRM-consult» — организации, занимающейся разработкой и внедрением CRM-систем.



Герой нашей рубрики — программист по образованию, с опытом работы и по специальности, и преподавателем соответствующих дисциплин. Параллельно с CRM-системами ведет курсы по программированию для школьников.

— С чего начались ваши первые шаги в бизнесе, какие были первые удачные проекты?

Я думаю, что начать стоит не столько с бизнеса, сколько с первой работы, как предпринимателя. Это были заказы на написание компьютерных программ. Все мои друзья знали меня, как хорошего программиста. Каждый них обращался ко мне по мере необходимости. И я помогал им по мере своих возможностей.

Это нельзя было назвать серьезным заработком, это вообще не было заработком. Но именно друзья привели ко мне первых клиентов. Для этих клиентов я писал программы и получал за это деньги. Наверно, это был шаг в бизнесе с номером 0.

Среди всего разнообразия написанных мною программ особенно выделилась система учёта клиентов в детском массажном кабинете. Тогда я ещё не знал, что именно это и называется CRM-системой, однако, перед ее разработкой, я провёл достаточно много времени в Интернете, изучая существующие системы учёта клиентов.
То есть, можно сказать, что начинал я с создания собственных учетных систем под нужды конкретного заказчика.

— Чем продиктована мысль об оказании услуг в сфере CRM?

— Мне кажется это что-то среднее между стремлением заполнить нишу, желанием быть в тренде, материальном обогащении и общением с умными, деятельными людьми. Мой склад ума чисто программистский, и мне хотелось общаться с людьми, чей ум более практичен, чем мой. Именно это стало для меня стартовым пинком в сфере CRM.

— Перед запуском своего проекта проводились ли вами какие-либо исследования потенциальных клиентов, либо все произошло спонтанно: спрос родил предложение?

— Исследования проводились тогда, когда выяснилось, что я могу многое рассказать про CRM-системы. А вот так я к этому пришел. Среди тех, кто ко мне обращался, всё большее количество людей упоминали CRM-системы. Кто-то спрашивал, могу ли я подсказать им учетную систему кроме 1С. Другие — напрямик интересовались, какую CRM-систему я могу им посоветовать. Просили помочь настроить корпоративную систему. Рассказывали, что сейчас выбирают себе учетную систему для бизнеса.

Именно тогда у меня появилось ощущение, что самым важным является именно корпоративное программное обеспечение. Можно сказать, что мой бизнес начался именно с этого осознания. В этом мне помогли многие люди: бизнес-консультанты, предприниматели, коллеги — программисты.

— Конкуренция в сфере оказания таких услуг в нашем городе имеется?

— Конечно, конкуренция есть. В первую очередь, это организации по внедрению программ 1С. Хотя они не составляют прямую конкуренцию, но к таким организациям люди обращается в первую очередь, и, часто, не разобравшись, клиент покупает себе вместо CRM-системы бухгалтерию со скромными возможностями в области управления взаимоотношениями с клиентами.

На втором месте находятся организации, предоставляющие похожие услуги, как в Пензе, так и в других городах России. Похожими услугами я называю продажу и внедрение одной изначально выбранной системы (часто собственной разработки). В социальных сетях я встречал таких же людей как я: экспертов в области систем взаимоотношений с клиентами, и, также как и я, эти люди занимается подбором систем. Это — не конкуренты, а мои коллеги.

— Проводились ли вами исследования о деятельности конкурентов? Может быть, хотели с кем-то объединиться?

— Вы знаете, конкурентную разведку я не проводил. Такие же эксперты как я, как правило, очень мало рекламируют себя.

Те, кто продают и разрабатывают свои системы управления взаимоотношениями с клиентами, напротив, проводят очень агрессивную рекламную кампанию своих продуктов. Именно такие рекламные кампании действуйте мне на руку.

Представьте: три очень-очень разные программы уверяют, что они самые лучшие именно для Вас. Любой, кто заходит в Интернет и хочет узнать, что такое CRM-системы, обязательно прочитает про все три программы и попытается разобраться. Когда разобраться за несколько дней не получается, такой человек ищет себе консультанта. И вот он я!  А теперь представьте что таких программ не три, а сто (в реальности чуть больше сотни).

Как разобраться в этих программах? Как выбрать лучшую? Большинство предпринимателей выбирает первую попавшуюся программу. И на этом останавливаться. Иногда угадывают, и тогда программа служит им верой и правдой несколько лет, до следующего расширения компании. Иногда почти угадывают, и тогда программу внедряют, но тратят на неё в несколько раз больше денег и времени (кому что ценнее), чем нужно. Но часто, с программой не угадывают. Тогда внедрение проваливается, а в голове у предпринимателя остается мысль, что CRM системы не работают. Довольно мало предпринимателей (но с каждым годом таких умных людей все больше и больше) ищут вместо CRM-системы эксперта. Именно они чаще других внедряют систему меньшей кровью.



— Вы, наверняка, общаетесь с пензенскими бизнесменами. Каковы, по вашему мнению, должны быть отношения внутри бизнес-сообщества?

—Я действительно много общался с предпринимателями. Многие из них жаловались на нечестных и агрессивных конкурентов. Но встречались мне предприниматели, которые считали, что с любым человеком можно договориться. Для них не было конкурентов. Для них везде были партнёры. Именно такие люди мне нравится больше. Именно такие люди развивались в своем бизнесе быстрее.  Конечно, сотрудничество — это самый лучший вариант для всех!

— Из каких сфер деятельности к вам больше всего поступают обращения?

— Ко мне обращаются в основном мелкие предприниматели. Сферы деятельности моих клиентов довольно сильно отличаются. Я не могу выделить самые частые сферы деятельности. Среди восьми внедренных мною систем большая часть это те, кто работает по заказам. Обращались ко мне магазины по продаже окон и дверей, спортивного инвентаря, несколько владельцев интернет магазинов и одно рекламное агентство. Основные характеристики всех обращающихся ко мне, это время сделки от нескольких дней и до полутора месяцев или повторное возвращение клиентов.

— Какие-то пожелания читателям, которые хотят начать организацию бизнеса.

— Всем тем, кто хочет начать организацию своего бизнеса, я советую только одно:начинайте!
Источник фото: из архива М. Холуева

Похожие статьи