Разговор о бизнесе. Александр Мухин: «Система образования не успевает за трендами поколения Z»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Мы продолжаем беседу с Александром Мухиным — председателем Совета директоров Группы компаний «Ростум». О том, чем живет и дышит современный и отлаженный бизнес — в нашем материале.

muhin.jpg

Больше бизнесов — хороших и разных


— В начале нашего разговора ты упомянул о росте «Ростума» в целом, но отметил, что есть спад в отдельных сегментах Группы компаний…

— Жестких падений нет. Дома в регионе продолжают строиться, хотя и не теми темпами, что пять лет назад. Силикатный кирпич, соответственно, как самый экономичный материал, по-прежнему покупают. Вот, к примеру, цифры: в 2014 году доля одного только «Пензастроя» в выручке нашего Яснополянского завода была выше 50%, а сейчас все пензенские застройщики совокупно покупают у нас менее 50% объема.

Да и к статистике в экономике можно относиться по-разному. Вот смотри, с одной стороны, наш завод слегка потерял в объемах. В 2014 году мы выпускали 84 млн. штук условного кирпича в год, в 2015-м — 90 млн. штук, в 2016-м — 71 млн. штук.

С другой стороны, в 2013 году по объему выпуска среди 74 силикатных производителей в России Яснополянский завод был на 22-м месте, сейчас — на 6-м. Заметил, а в этой статистике — заметный рост? Потому что люди строят. Не в Пензе, так в Москве. А наши новые продукты — силикатные блоки — позволяют добиваться более эффективных, экономичных решений. Мы переориентировали наш сбыт на регионы, и сейчас основными нашими заказчиками стали застройщики Москвы, Тамбова и Рязани.

— В Пензе вроде тоже активно строили два года назад. И жилье сдавали. А все говорили: кризис, кризис…

— На самом деле, это отголоски. Два года назад достраивались площадки, начатые еще 3-4 года назад. И так далее. А если присмотреться сегодня: все что-то где-то достраивают, а новое строительство немногие затевают.

— С заводами вроде бы разобрались. Кирпич нужен всем. А что там с другими бизнесами в Группе компаний «Ростум»?

— Риэлтерская компания «Ростум Недвижимость» растет, несмотря на падение рынка жилья. Мы лидеры в регионе по количеству сделок. За 2016 год агентами проведено более 850 сделок. Вместе с этим растет количество работников, выручка, прибыль…

Когда семья и школа не справляются


— И тут мы переходим к некоммерческому сектору — «Академии Ростум»…

— Влад, я бы назвал этот сектор, скорее, социальным, а не некоммерческим. Создавалась «Академия» для нужд детей наших сотрудников. Это теперь она окупает себя уже несколько лет. А весь доход от ее деятельности мы снова вкладываем в ее развитие.

«Академия Ростум» — крупнейшее в нашем регионе негосударственное образовательное учреждение. 3200 детей приняли участие в наших образовательных программах и профильных сменах загородных лагерей в прошлом году. У нас трудится 52 штатных педагога, и еще много специалистов приглашаем на разные проекты.

Мы видим, что спрос на образовательные услуги растет. Но, с одной стороны — школа не успевает за трендами, влияющими на поколение Z, а с другой — каждому ребенку важно пробовать себя в разных социальных ролях. Это у нас с тобой были пионерия и комсомол, дворцы пионеров с многочисленными кружками и секциями, а сколько проводилось тематических смен в загородных лагерях? Даже дворовое воспитание играло существенную роль. Ты вышел во двор мяч погонять, вокруг уже команда разновозрастная. Сейчас же все по-другому. Ни пионервожатых, ни дворового воспитания.

И поэтому программы «Академии Ростум», ориентированные на контрастный результат, партнерские отношения и задачи возраста, были и будут востребованы. Востребована именно иная (отличная от школы и детского сада) образовательная среда. А программы дополнительного образования, предлагаемые школой, чаще всего решают лишь задачи занятости ребенка.

Но подробно про «Академию», я думаю, тебе надо пообщаться с ее командой. Например, в другой раз.

Не спать, когда спят другие


— Ну и напоследок мое традиционное — что ты скажешь о кризисе?

— Несмотря на общее отношению большинства предпринимателей к сегодняшней ситуации, как к кризису, на самом деле, я не могу назвать происходящее кризисом. Это просто новые реалии бизнеса, которые продлятся, как минимум, долго. Оснований для существенного роста экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе я не вижу. Это просто другие условия, к которым нужно приспосабливаться, искать новые формы работы, предлагать рынку более конкурентные продукты и услуги, отъедая долю у конкурентов.

Для существенного роста экономики нужны государственные или внешние инвестиции. В ситуации антироссийских санкций увеличения инвестиций из-за рубежа ждать не приходится. Доля государственных активов в экономике страны невероятно велика. А ты найди еще того, кто купит эти активы в период санкций. Получается, замкнутый круг.

В общем, мы попали в новые реалии, и, чтобы не ходить по этому самому кругу, надо оптимизировать, модернизировать, мобилизировать, автоматизировать и т.д. И не спать, когда спят другие!
Источник фото: Фото из архива Александра Мухина

Похожие статьи