-11° ... -14°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
Пензенский регион: добавочные миллионы для медицины
Журналист
Журналист
Осенью прошлого года проходило довольно активное обсуждение — как специалистами, так и общественниками — областного бюджета. Одним из главных вопросов, волновавших граждан, оказался вопрос финансирования медицины. Что неудивительно, если учесть, чем этот интерес подогревался в то время разнообразной и подвергавшейся различным интерпретациям, информации о положении дел в пензенском здравоохранении.

1.jpg

Минфин заявлял о дефиците средств и говорил о том, что многое из того, что необходимо делать, на тот момент находится в «листе ожидания». Прошло время, бюджет принял более или менее окончательный вид. Пополнился дополнительными средствами из различных — как местных, так и федеральных — источников доходов. Дополнительные средства пошли, в том числе, и на медицину. Мы попросили прокомментировать выделение дополнительных средств на данное направление Министерство финансов Пензенской области.
И вот что нам ответили.

— На слушаниях по бюджету области Минздрав заявлял, что «дефицит бюджета областного здравоохранения составил 40 %». Как изменилась ситуация к данному моменту? На какие нужды направлены изысканные дополнительные средства?

— На протяжении последних лет Правительством Пензенской области принимаются меры по сокращению дефицита бюджетных средств. В том числе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Предусмотренных соответствующей территориальной программой.

Так вот если в 2015 году дефицит составлял 48,6 % или 2,2 млрд. рублей, то в 2017 году Программа принята с дефицитом в 36,8% или 1,7 млрд. руб. Расчетная стоимость Программы составляет 4,7 млрд. руб., в бюджете Пензенской области предусмотрено 3 миллиарда рублей.

Таким образом, было изыскано дополнительно 500 миллионов рублей. Они направлены на обеспечение жителей Пензенской области специализированной медицинской помощью. При этом впервые в 2017 году Губернатором Пензенской области принято решение о выделении дополнительных средств из бюджета региона в сумме 100,0 млн. руб. для финансирования дополнительных объемов стационарной медицинской помощи по кардиологическому профилю.

(Здесь надо отметить, что проблема сердечно-сосудистых заболеваний и смертности, с ними связанной, в предыдущие годы по статистике стояла довольно остро, что неоднократно отмечалось еще при прошлом губернаторе, так что изыскание целевых средств на оказание помощи именно по этому направлению было вполне ожидаемо и очевидно. Весь вопрос был будут ли найдены средства. Нашли, что правительству в данном случае в плюс — прим. ред.).

При этом первоочередными задачами по-прежнему остаются:

  • обеспечение граждан лекарственными препаратами;
  • и доведение стоимости единицы медицинской помощи до федерального норматива.


— Наибольший интерес граждан вызывает ситуация со стационарным больничным обслуживанием. Слова председателя общественного совета при областном Минздраве Юрия Орлова:

«Мы просим скорректировать бюджет на следующий год в части стационарной медицинской помощи (расходы в этой части по сравнению с 2016 годом урезаны на 58% — прим ред.). В результате «оптимизации» сложилась ситуация с дефицитом больничных коек. Причем — в отделениях кардиологии, травматологии, неврологии. То есть это те заболевания, которые и дают картину смертности в нашей области. В два раза выросла летальность от пневмонии.

Заполняемость палат превышает 170-200%. Сокращается объем предоставляемого лечения. Персонал работает с перегрузками. Насколько известно, ФОМС не имеет возможности увеличить ассигнования, поэтому необходимо, чтобы деньги выделил областной бюджет. Иначе мы и далее будем иметь картину роста смертности в больницах».»  Какова ситуация на сегодняшний день?

— Расходы на стационарную помощь в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличены за счет средств бюджета области на 4 %, а за счет средств обязательного медицинского страхования — на 7%. Относительно ситуации с «перегрузкой» ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г.А. Захарьина» ситуация обстоит несколько не так, как было указано в речи уважаемого спикера. Разъясняем. Учреждение выполняет функции дежурного стационара практически ежедневно по нескольким профилям: хирургия, гинекология, урология, кардиология, неврология, травматология, токсикология, гнойная хирургия. Так вот, за 11 месяцев 2016 года перевыполнение объемов по профилям кардиологии, неврологии и травматологии составило 10 %. На это были выделены дополнительные финансовые средства бюджета области в 2017 году.

По итогам работы в 2016 году отмечается улучшение показателей оперативной деятельности учреждения в сравнении с 2015 годом:

  • летальность от инфаркта миокарда не выросла, а сократилась на 13%, в том числе в ГБУЗ «КБ № 6 им. Захарьина» на 33%,
  • летальность от цереброваскулярной патологии (инсульты) сократилась на 7,5%, в том числе в ГБУЗ «КБ № 6 им. Захарьина» на 9%,
  • летальность после экстренных операций не увеличилась.
  • Действительно, по итогам 2016 года в области выросла летальность от пневмонии, но не в 2 раза, а на 20,5%, а в ГБУЗ «КБ № 6 им. Захарьина» летальность от пневмонии сократилась на 35%.

— В связи с вашими предыдущим ответами, хотелось бы прояснить вопрос о схеме финансирования лечения и участия в нем именно ФОМС. Как это происходит? Почему денег ФОМС не хватает и должен впрягаться областной бюджет?

— Для расчета Территориальной программы установлены федеральные нормативы, как для объемов медицинской помощи, так и для стоимости единицы медицинской помощи. Финансирование выделяется на объемы медицинской помощи в соответствии с нормативами. Соответственно на объемы сверх нормативов денег в системе обязательного медицинского страхования нет.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать указанный норматив. Если установлены дополнительные объемы страхового обеспечения для региона или устанавливается дополнительный перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи. И вот разница между базовыми нормативами и фактически установленными объемами погашается за счет платежей субъекта Российской Федерации.

Это как раз случай нашего региона. На сегодняшний день объемы медицинской помощи, которые финансируются за счет средств ОМС, не покрывают потребность населения в оказании специализированной медицинской помощи. Это обусловлено, прежде всего, половозрастным составом постоянного населения Пензенской области, доля граждан старше трудоспособного возраста в структуре которого составляет 28,5%, и определяет востребованность жителей в оказании специализированной медицинской помощи. Она значительно выше установленных нормативов. В частности, для нашей области - именно, как указывалось выше, в случае кардиологии.

От автора: Минфин ответил четко и по существу. И исходил из ответов из своих финансовых реалий. Здесь смысла «стрелять в пианиста» просто никакого. С другой стороны нас не может не впечатлять (не скажем — удивлять — чего уж тут удивительного) факт нехватки денег. Вот, скажем, на обязательное медицинское страхование каждый из нас отдает 5,1% своего дохода. Много это или мало? Наверное, при ссылке на «половозрастной состав» населения области, действительно, малорадостный, может, и недостаточно.

К тому же в последнее время доходы фонда уменьшились из-за экономических сложностей и снижения средней заработной платы. А по словам экспертов до 20% денег ФОМС расходуется нецелевым образом. Нет, не разворовывается, но идет на такие нужды, как на родовые сертификаты или на единовременные компенсационные выплаты врачам, переехавшим работать в село. То есть идет перекладывание из карманов в карман, в надежде, вероятно, что от этого денег станет больше. Радует, что в области какие-то дополнительные средства при этом находятся. Из-за чего 41 статья Конституции пока еще не отходит окончательно в область преданий.

Источник фото: http://www.psychologos.ru

Похожие статьи