Пензенская область. Страна советов


У нас может не хватать судей на участках. Врачей в больницах. Мест в детских садах может не хватать. Но кое-что у нас есть в достатке…
Практически по всем мало-мальски значимым вопросам в области действует свой совещательный орган — совет. Будь то налоговая политика или развитие русского языка.
Советы живут своей бурной жизнью, заседают, развиваются, эволюционируют. Молодежный совет при Министерстве экономики переродился в Общественный совет при нем же. Прекратил свою деятельность не так давно Высший экономический совет области.
Недостатка в советах у нас нет точно. Всего несколько минут в Интернете позволили выявить список различных советов, комиссий и даже штабов только в сфере экономики:
-
Совет по экономической и инвестиционной политике
-
Совет по развитию предпринимательства и конкуренции
-
Штаб по формированию благоприятного инвестиционного климата
-
Областная межведомственная комиссия по налогам и сборам
-
Общественный совет при Министерстве экономики Пензенской области
-
Совет по предпринимательству при Правительстве Пензенской области
Не поручимся, что это исчерпывающий список даже на региональном уровне, а сколько их таких муниципальных — даже и считать страшно.
Отсюда возникает закономерный вопрос…
А зачем так много?
Возьмем для примера номера первый и второй из нашего списка.
В составе Совета по экономической и инвестиционной политике мы обнаружили 34 фамилии. В Совете по развитию предпринимательства и конкуренции — 38 (из них восемнадцать входят в Президиум; интересно, остальным двадцати не обидно?). 16 человек входят в оба списка. В основном, представители региональных и муниципальных органов власти.
То же самое со Штабом — одни и те же имена в разных комбинациях, недалеко ушел и Совет по предпринимательству.
Возможно, эти органы отличаются по своим функциям и полномочиям? Проверим — и обнаружим масса схожих пунктов: участие в разработке проектов нормативных правовых актов, выработка рекомендаций органам власти, содействие развитию (конкуренции или инвестиционным процессам — подставь нужное).
В общем, получается, что экономическая поддержка и развитие предпринимательства — настолько несвязанные между собой вопросы, что одним и тем же людям приходится совершенно обособленно обсуждать каждый из них, да еще и создавать для этого отдельные органы, а то, не дай бог, повестка дня пересечется.
Едем дальше. Общественный совет, вроде бы, не включает в себя чиновников, но пробегаемся по составу — и снова знакомые имена: Ольга Федосеева, Андрей Розен, Алексей Васин. Треть состава (не самого широкого, кстати, всего 12-14 человек, из которых на заседаниях присутствуют обычно 7-9 — смотри протоколы) фигурирует в уже рассмотренном нами Совете по развитию предпринимательства и конкуренции.
Чем они занимаются?
На примере Общественного совета рассмотрим содержание деятельности консультативных органов.
Для этого используем все те же протоколы заседаний, а так же статью на сайте Министерства о результатах работы Совета в 2016 году. Нам сообщают, что
«В 2016 году было проведено 4 заседания, на которых было рассмотрено более 15 вопросов различных сфер деятельности Министерства», — более 15 это 16. Ну что ж, не поспоришь. Наиболее важным из них называются поправки в Закон Пензенской области «О введении патентной системы налогообложения на территории Пензенской области…». С этим утверждением тоже сложно спорить, потому что из 16 вопросов 5 связаны с работой самого Совета (утверждение плана работ, назначение представителей Совета в другие комиссии и т.п.), 4 — обсуждение планов и подведение итогов работы Министерства и проводимых им мероприятий.
Но если по этим вопросам в протоколах можно найти худо-бедно развернутые комментарии, то скажем, по вопросу «Рассмотрение вопросов федерального законодательства и законодательства Пензенской области об общественном контроле» лаконично записано:
«Принять к сведению.
Голосовали: «За» — единогласно».
Голосование это вообще отдельная и, наверное, самая важная характеристика работы этого органа. По всем вопросам, поднятым в течение 2016 года (как, впрочем, и на успевших состояться заседаниях-2017) итог был один и тот же: «За» — единогласно».
Словесный портрет
А теперь еще раз, кратко, по пунктам. У нас есть орган с громким названием «Общественный совет», который:
- собирается раз в квартал на пару часов
- в составе чуть более десяти человек
- из которых на заседаниях присутствуют чуть менее десяти
- при этом треть состава уже числится в других советах по схожим вопросам
- больше половина времени работы которого посвящены составлению планов и подведению итогов работы собственной или курирующего ведомства
- полностью назначаемый курирующим ведомством
- единогласно голосующий «за» по всем вопросам
- решения которого носят рекомендательный характер
Кажется, единственный профит от него состоит в том, что «Общественный совет у нас есть!»
Имитация бурной деятельности
Таким образом, мы приходим к истинной, можно даже сказать, глубинной сущности наших бесчисленных советов. Можем даже сами сформулировать список их целей и задач:
1) Имитация бурной деятельности. Все видят, что работа ведется. Заседания проходят, протоколы заполняются, и всегда есть, что написать в новостной ленте на официальном Интернет-портале.
Пусть Читатель не думает, что мы против советов как формы взаимодействия власти и общества. Напротив, это нужная вещь. Мы призываем повышать эффективность работы этих институтов, а не плодить их в кроличьем темпе. Потому что иметь в одной не самой большой области одновременно Совет по предпринимательству и Совет по развитию предпринимательства — это как-то совсем уж круто. А ведь жизнедеятельность каждого из них требует временных, трудовых и финансовых ресурсов, которые можно потратить и порациональней.
2) Имитация влияния общества на власть. Вроде бы привлекаются представители общества, выслушиваются мнения. Только общество на деле оказывается представлено ограниченным кругом лиц вперемешку с представителями той же власти. То есть получается, что министры после заседания Правительства собираются, чтоб придумать, что бы предложить Правительству. И то, в чисто рекомендательной форме. Вполне уютный междусобойчик.
3) Подтверждение статуса — опционная функция. Многим же приятно подчеркнуть свою значимость. При случае можно рассказать друзьям, что в входишь в совещательный орган. Это что-то вроде почетной грамоты.
Вот, недавно коллега признался, что тоже состоит в каком-то совете (о чем узнал, кстати, случайно). Может, и меня возьмут? А я голосовать «за» буду по всем вопросам.
Источник фото: www.sq.com.ua