14° ... 14°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Куда идет Пензенская экономика
Журналист
Журналист
Максим Денисов

Что более всего радует в отношении нашего экономического руководства, так это их прогнозы. Десять лет назад была опубликована «Стратегия социально-экономического развития Пензенской области» до 2015 года. Чем она была примечательна, так это тем, что обозначалось три варианта развития - неблагоприятный, промежуточный и оптимистичный.

Если вкратце, то по неблагоприятному прогнозу - при цене нефти 10-15 $ за баррель, темпы роста валового регионального продукта (ВРП) снизятся со 106,3% (на 2005 год) до 105,8% в 2015 году. А вот при оптимистическом варианте предполагалось, что стоимость нефти может подняться до 30-40 $ за баррель, рост ВРП в 2015 году составит 107%.

Что мы видим по итогам 2015 года? Нефть - на самом оптимистичном уровне (в начале 2016 она колебалась в пределах 30-35$), а вот рост ВРП по последним, уточненным в Минэкономики области данным 103,5 - хуже всякого пессимизма 2006 года.

  Сейчас в Минэкономики уже более осторожны - на 2025 год не смотрят, максимум до 2018 ). Так вот, по их прогнозам рост ВРП в этом году составит 101,6%, а к 2018 - скаканет до 103,2%. Оптимизм, как видим, куда как более умеренный, но все же оптимизм. Правда, это на официальном уровне. В неофициальном общении многие его не разделяют. А отдельные эксперты просто говорят, что уже в 2016 году ВРП ожидает падение. Почему они так думают? Ответ предлагается искать в структуре ВРП Пензенской области.

За минувшие 10 лет она претерпела существенные изменения. Значительно увеличилась доля обрабатывающих производств. С 17,6% - в 2004 году до 22,4%. Показательно, что если десять лет назад доли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства были примерно равны, то в 2014 году доля обработки превысила долю сельского хозяйства в 2,3 раза.

Для сравнения данные за 2014 год:

Налоговые доходы за 2014 год

Налоговые доходы за 2014 год

Структура ВРП ПО в 2014 году

Структура ВРП ПО в 2014 году

Отметим важный момент - если взглянуть на график структуры ВРП, «очищенный» от инфляции, то станет видно, что практически все отрасли, кроме обработки и торговли, стагнируют. Причем без особых перспектив. Дешевых кредитов селу никто не предлагает. Рынок недвижимости фактически умер, без надежды на возрождение, потянув вниз и строительную отрасль. Оживление на рынке общепита произошло лишь за счет ларьков с шаурмой - в остальном он тоже сворачивается в трубочку. И т.д. И т.п.

Таким образом, на них - обработку да торговлю - вся и надежда. Главным образом, на обработку. Поскольку налоговые поступления от нее составляют 36,5% против 12,2% торговли.

И теперь самое время переходить к рассмотрению структуры обрабатывающей промышленности Пензенской области. Надо отметить, что ее отличает высокая степень диверсификации. Достаточно высока доля пищевой промышленности, которая насчитывает 698 предприятий, что составляет 22,3% от общего количества промышленных предприятий.

Следующей по значимости отраслью Пензенской промышленности является производство металлических изделий, где работает 336 предприятий. Здесь даже отметим, что дело дошло до практически невероятного - в прошлом году в Пензе открылся цех по сборке металлообрабатывающих станков, о чем не слыхали с советских времен.

На третьем месте - предприятия занимающиеся заготовкой и переработкой древесины, которых насчитывается 284 единицы.

Так вот все эти отрасли, как и вся обрабатывающая промышленность в целом крайне уязвима с точки зрения спроса на их продукцию. То, что потребительский рынок России падает - видно невооруженным глазом. А если его вооружить моноклем от Пензастат, то мы увидим просто «картину маслом» - за год оборот розничной торговли в нашей области снизился почти на 9%, а по продовольственным товарам - на все 15%! И это денежный оборот! А если учесть рост цен - то картина получится из позднего Рембрандта - глаз коли!

Снижение покупательского спроса напрямую ударило, в первую очередь, по пищевке. Отчасти этот удар смягчили санкции - запрет на западные продукты. Но санкции не вечны - сейчас вроде, Могерини обещает их смягчение к концу года. И что тогда? Неслучайно на прямой линии президента РФ Путина, его просто умоляли не отвечать взаимностью и не отменять продуктового эмбарго - люди только разворачиваться начали, кредиты взяли - это их просто убьет.

Удар по «древесине» тоже очевиден - падение строительной отрасли и резкое снижение спроса на мебель - не до мебели людям. Неслучайно на очередной планерке губернатор области Иван Белозерцев призвал срочно отряжать бизнес-миссию в Иран, с которого недавно сняли санкции. Действительно, Иран ощущает нехватку древесины для своих 50 тысяч мебельных предприятий. Но туда уже и без нашей области со всей России устремились. Так что и персы нас вряд ли спасут.

Что получается? Весь ВРП на одних метизах вытягивать? Как ни крути, а негативные прогнозы по поводу грядущего уже в ближайшем времени падения экономики вполне правдоподобны.

Резонный вопрос: а что нам со всем этим делать? Гражданам, собственно говоря, - ничего. Бизнесу, говоря словами небезызвестного Дмитрия Потапенко, «работать с нищими и продлевать качество». А вот правительству…

Правительству для начала следует взглянуть на ситуацию трезво. Прекратить обманывать. Не нас - нам можно по-прежнему подсовывать цифры непрерывного роста всего и вся и радужные прогнозы - все равно не верим. А себя. Неверная оценка обстановки влечет за собой планирование неверных шагов и выработку неверной стратегии. Это так называемая «ошибка первого задания» - гарантия плачевного результата на выходе.

С кем и как сотрудничать? Кому и, главное, в какой форме оказывать поддержку? Что вообще делать? Об этом мы поговорим в ближайшее время.

  Продолжение следует

Похожие статьи