Контроль по-пензенски или Госзаказ по понятиям
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Госзаказ. Заманчивое и одновременно таинственное слово для большинства населения. При его упоминании у наших граждан появляются самые разнообразные ассоциации. Большинство о госзаказе слышат лишь в новостях, да и то в случае, если кто-то в очередной раз «распилил» «немного» бюджетных денег.



Но при всей нынешней информированности общества никто из граждан не задумывался о том, как в больницах появляются лекарства, как закупают учебники, как кормят в детских садах. Это перечисление можно продолжать бесконечно. Любое действие государства влечет за собой расходование денег, а там, где деньги, — госзаказ.

Существует даже своя структура органов государственной власти, своеобразная иерархия. Лишь пройдя все ее этапы, в больницах появляются лекарства, в школах — учебники, а в детских садах — продукты.

Венцом, конечно же, являются контролирующие органы. В нашем регионе органом по контролю над прозрачностью государственных закупок является Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области.
Однако, контроль получается, на наш взгляд, весьма специфический.

Прежде всего, стоит сказать, что в силу закона (ст. 9 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе…») устанавливается обязанность для контролирующего органа осуществлять свою деятельность на профессиональной основе с привлечением специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
То есть контролёры должны знать и уметь все.

Что же на практике?

По данным из Единой информационной системы (zakupki.gov.ru), заказчики на территории Пензенской области разместили более 20 тыс. извещений о закупках конкурентным способом. То есть прошли все этапы от планирования закупки, определения поставщика конкурентным способом до заключения контракта. При этом получили экономию в общей сумме 119 млн. 625 тыс. 705 рублей.

Сколько же сэкономил Пензенский УФАС? Ответ — 0 (НОЛЬ) рублей. Почему? Просто Пензенское УФАС вообще не проводит конкурентные процедуры.

На сайте zakupki.gov.ru мы не нашли ни одной закупки, которую бы осуществило УФАС по Пензенской области за последние три года. Единственная датирована 2014 годом. Но и она не состоялось. Вместе с тем, управления этого ведомства из других регионов с завидной регулярностью подают заявки на проведение электронных аукционов.

Только за сентябрь 2016 года таких извещений мы насчитали несколько десятков. Например, УФАС по Санкт-Петербургу требуется круглосуточный мониторинг помещений, УФАС по Татарстану хочет закупить компьютерную технику, УФАС по Приморскому краю планирует обновить программное обеспечение и т.д.

Ну не может быть такого, чтобы Пензенское УФАС вообще ничего не закупало! Отсюда мы делаем вполне логичный вывод, что все для нужд УФАС закупается у единственного поставщика.

Министерство экономического развития России (орган, осуществляющий регулирование контрактной системы в России) считает, что закупка у единственного поставщика — это самая что ни на есть коррупциогенная процедура, т. к. сведения о ней нигде не публикуются, а поставщик определяется по «хотелкам» заказчика.

В связи с чем у нас возникает несколько вопросов:

Первый: почему Пензенское УФАС закупает товары и услуги для своих нужд у единственного поставщика, нарушая при этом принцип конкуренции (статья 8 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе…), за который она так борется?

Второй: как возможен контроль за остальными заказчиками региона, если ты этого сам не умеешь делать?
Ну и, третий: кто возьмет на себя ответственность проконтролировать пензенское УФАС, и заявить во всеуслышание о нарушениях данного ведомства, либо их отсутствии?

Просим считать данный материал официальным обращением к руководителю ФАС России Игорю Юрьевичу Артемьеву.

(продолжение следует)

Источник фото: forexaw.com

Похожие статьи