Какой толк от бизнес-инкубаторов
Журналист
Журналист
Нас безмерно греет факт того, что по статистике Минпромторга России Пензенская область является лидером в стране по числу бизнес-инкубаторов. Этот факт, разумеется, обеспечил приток прилив животворных соков к восстающим чувствам патриотизма и гордости за малую родину. Но, тем не менее, они не смогли окончательно утопить червя сомнения, который, копошась в мозгу, возбуждал мысли о проблеме перехода количества в качество. А есть ли прок от этих самых бизнес-инкубаторов? Какова от них отдача? Выполняют ли они возложенные на них функции?

Вопросов больше, чем ответов

Мы попробовали разобраться в данных вопросах. Сразу предупредим - вопросов у нас осталось куда больше, чем ответов. Главным образом потому, что начальник Управления инновационной политики Министерства промышленности, транспорта, инновационной политики и информатизации Пензенской области Павел Удалов, сперва благосклонно воспринявший нашу просьбу о комментариях, затем в течение трех недель, предшествующих Новому году, не смог найти времени ни для встречи с нами, ни для ответов на письменно сформулированные вопросы. При этом, следует отметить, что мы не оформляли наше обращение, как официальный запрос, так что с правовой точки зрения претензий к Управлению у нас никаких.

Что же мы можем увидеть, так сказать, невооруженным моноклем от начальника инновационного управления взглядом?

С чем это едят

Для начала давайте разберемся, для чего нужны эти самые бизнес-инкубаторы. Вот что пишет уже конкретно пензенский Минпромторг в своем «информационном бюллетене» «InНоватор” за сентябрь текущего года «Одним из инструментов поддержки предпринимательства в Пензенской области является развитие инновационной инфраструктуры региона, важный элемент которой - Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов».

Обратясь непосредственно к сайту указанного объединения выясняем следующее.

Во-первых, вновь образованным предприятиям (для нашей области - это практически исключительно малого бизнеса) предоставляется льготная аренда. По условиям декабрьского конкурса на замещение места в Инновационном бизнес-инкубаторе на улице Гагарина аренда офисного помещения площадью 46,8 кв.м., оборудованное 7 компьютерами предлагалось по стартовой цене в 1848,38 рублей. Это составляет 39.5 руб/кв.м. Заглянув на местный интернет базар  мы видим, что стоимость аренды офисных помещений по городу - 250-400 руб/кВ.м. То есть уже серьезная поддержка.

Кроме того, предприятиям предоставляют коллективный доступ к различной оргтехнике, услуги секретаря и почты. Оказывают им услуги по составлению бизнес-планов и анализу деятельности, консультируют по технологическим, правовым и экономическим вопросам.

В общем, действительно, серьезная поддержка для стартующего с нуля бизнеса. В полном смысле слова — инкубатор. Естественно, со сроком пребывания, как и во всяком инкубаторе. В данном случае он установлен в три года.

А они нам что?

Так вот, в настоящий момент в регионе действуют 14 бизнес-инкубаторов, созданных в 2005-2014 годах. А еще есть 21 муниципальный бизнес-инкубатор. Короче, малый бизнес в Пензенском регионе за последнее время получил от местных властей поддержку, невиданную ни в одном из региона страны.

Но, как любит вопрошать Гарант Конституции «А вы нам что?». Так вот . По состоянию на конец 1 полугодия 2016 года резидентами региональных бизнес-инкубаторов являлось 291 малое предприятие, создающее 1 425 рабочих мест. Далее цитируем отчет Минпромторга за 9 месяцев уходящего года «Выручка от реализации продукции, работ, услуг резидентов превысила 1 млрд. 268 млн. рублей, что в 1,5 раза больше аналогичного периода 2015 года; налоговые отчисления составили 95 млн. рублей, что на 27% больше, чем годом ранее».

Предположим, что до конца года тенденция сохранялась. Прибавим к налоговой выручке 2015 года 27% и получим 100,58 млн. рублей. Между тем, бюджетом области на 2017 год предусмотрено выделение средств на поддержку бизнес-инкубаторов в сумме 116,8 млн. рублей. То есть, применяя простейшие арифметические действия получаем, что на 13 году существования бизнес-инкубаторв в области мы имеем от их деятельности дефицит в 15%.

Нет ли в схеме изъяна?

Нет ли в этой схеме какого-то изъяна? - вопрошает в комментарии к одной из наших статей о бюджете известный пензенский публицист Павел Арзамасцев.

А нет! — отвечаем мы. Поскольку не в налоговых отчислениях счастье, если ты оцениваешь пользу от поддержки, оказываемой стартующим проектам. Приведем слова генерального директора АО «Центр коммерциализации технологий» (технопарк «Рамеев) Дмитрия Гайнуллина: «тут надо определиться, что мы хотим от этих структур. Сиюминутного пополнения бюджета или создания возможностей для старта перспективных производств, площадок для обучения и подготовки специалистов по работе на сверхсложном современном оборудовании (каковых наши учебные заведения не готовят) и т.д.?»

В самом деле, а давайте посмотрим, что происходит с предприятиями, вышедшими из бизнес-инкубаторов?

Согласно официальным данным за весь период работы количество выпускников областных бизнес-инкубаторов составило 250 компаний, из них 181 компания продолжает развивать свой бизнес». Это 72% - хороший показатель.

К сожалению, мы не можем привести данных о налоговых поступлениях с выпускников инкубаторов. А жаль. Именно такая статистика и давала бы верные представления о реальной отдаче от финансируемой областным бюджетом программы бизнес-инкубаторов.

А что вы это здесь делаете?

Но на нет - суда нет. Не имея реляций от Управления инноваций переходим к ворчанию критиков.

Первую мы уже озвучили - затраты больше, чем отдача, и постарались на нее ответить.

Вторая - структура бизнес-инкубаторов находится в ведении Управления инноваций недаром. Бизнес-инкубаторы в первую очередь организовывались именно для поддержки старта инновационных предприятий. Посмотрим, как обстоит дело с этой самой инновационностью. Вот бизнес-инкубатор «Татлин», что на улице Окружной. Он был открыт летом 2012 года. Соответственно, начиная с лета 2015 года, должен был давать выпускников. На данный момент таких числится аж пять.

«Сервисное обслуживание и ремонт турбокомпрессоров» - может быть. Дело нужное…

«Предоставление услуг в сфере пластиковых окон» - вот уж в чем была недостача, так это именно в пластиковых окнах, но ладно…

«Студия по организации корпоративных и деловых мероприятий» - здорово, а главное инновационно, а то со скуки помрем!

«Организация центра творческого производства, обрабатывающее производство» - это, на всякий случай, изготовление на 3D-принтере всякой сувенирной ерунды. Апофеоз деятельности этой фирмы - муниципальный заказ на макет Ордена Трудового Красного знамени, установленный перед мэрией. Горожане в оценках композиции с его участием практически единогласны - это какой-то позор. Но это оценочное суждение, а факт фактом - в получении госзаказов выпускники преуспели.

Самое интересное - предприятие ООО "Издательство "ЦМИК"". Чем оно интересно? А тем, что оно - второгодник! Выпустившись из инкубатора «Татлин», оно ныне числится резидентом инкубатора «Паршин»  Очень долго созревает предприятие! Эх, и бабахнет наверное! Бабахнет? Отчего же в прошедшем времени? Посмотрим на продукцию предприятия. Видите обложки изданий «Деловой» и «Профориентир»? Они финансировались областным правительством. А теперь посмотрите на даты - 2011 год! За год до открытия инкубатора «Татлин» и первого инкубационного периода предприятия. Вероятно, какие-то повреждения в пространственно-временном континууме…достались бы соплякам инкубаторского солнышка не видевшим, такие заказы!

А теперь взглянем на нынешних резидентов «Татлина».

«Создание организации по проведению корпоративных и общественных мероприятий» - заметьте! Не проведение, а создание организации по проведению!

«Создание организации-оператора мероприятий для предприятий и организаций Пензенской области» - а! разделение труда - одни создают три года организацию по проведению, другие - по оперированию проведением!

«Масштабная организация детских праздников» - масштабная - это да, по-инновационному!

«Обеспечение потребностей предприятий и в оригинальных услугах по звукозаписи, фото и видеосъемке» - ну наконец-то хоть кто-то об этом позаботился, а то, знаете ли, с такими неудовлетворенными потребностями - до беды недалеко!

«Размещение коммерческих материалов в журналах» - как бы мы без вас с этим справились, ума не приложим.

И - наше самое любимое - «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Пензе и Пензенской области». Нет, то есть это вполне серьезно - есть такое малое предприятие, которое будет развивать малые предприятия в регионе! Если вы неразвиты - знаете теперь к кому обращаться. Нам осталось дождаться, когда оно вылупится из инкубатора - думается, от госзаказов у такого предприятия отбоя не будет.

Интересно было бы знать…

Собственно вышеизложенное, позволило нам сформулировать вопрос к Управлению инновационной политики:

Еще одна претензия - несоответствие резидентов бизнес-инкубаторов их статусу. Во-первых, многие предприятия, якобы занимают в них площади на льготных условиях гораздо дольше, чем это требуется для «инкубационного периода». Во-вторых, представляется низкой доля инновационных молодых предприятий. В списках - издательские, рекламные проекты и т.д.То есть предприятия, на поддержку деятельности которых, возможно(!), государству и не нужно тратить свои ресурсы. Каково официальное мнение Управления на данный счет?

На данный момент мы не имеем ответа на этот вопрос. Но рассчитываем получить его в будущем году.


Источник фото: официальный портал Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области




Похожие статьи